Главная » 2014»Февраль»27 » Что такое Абсолют? Значение и толкование слова absoljut, определение термина
11:30
Что такое Абсолют? Значение и толкование слова absoljut, определение термина
1) Абсолют - Самосуществующая
метафизическая суб-станция, характеризующаяся полнотой,
самостоятельностью, завершенностью, негеометрической протяженностью ,
сознательностью , моничностью. Абсолют не есть бог, персона , интеллект , разум , идея . Он не является бесконечным или конечным, делящимся на центр и периферию. Это онтологическая волна , запредельный смысло -тонусный (смысло-тонический, смысло-тоно-вый) импульс . К нему совершенно не приложимы категории структуры, информации, энергии. Будучи вневременным и самостоятельным, абсолют небезначален. Он - начало , поглотившее праначало.
2) Абсолют - (лат. absolutum - ничем
не обусловленный) - 1) То, что превыше всех ограничений, любой
качественной определенности, ни с чем не соотносимо, от всего отрешено и
независимо, вечно и неизменно. 2) Завершенное, законченное, полное,
всеобъединяющее, всецелое, т.е. ничего из себя не исключающее или, по
Вл.Соловьеву, Всеединство . 3) Термином " Абсолют " нередко обозначают
Бога или Природу в высшей полноте ее бытия. Для теистической мысли
Природа - не Абсолют. 4) "Абсолют в себе" иногда соотносят с Абсолютом,
являющим себя миру. Таков, напр., в древнехристианской мысли Логос -
Абсолют в действии. Ф.Шеллинг и Вл.Соловьев различали Абсолют в себе и
Абсолют в становлении, правомерность чего оспаривается с точки зрения
Простоты Бога. 5) "Абсолютное таинственно в своей глубине, столь же
таинственно, как и я сам, и тем не менее очевидно" (Б.Вышеславцев). 6)
"Метафизическое и нравственное сознание умирает перед лицом Абсолюта"
(М.Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в
такой ситуации наибольшей ясности и зрелости. 7) В ХХ в. христиане
критичны к пониманию Бога как Абсолюта: в Абсолюте нет признаков
библейского Бога Живого, немыслимо возлагать на Него надежду и
обращаться к Нему с молитвой, если Он не вступает ни в какие отношения
ни с чем и никого не любит. Впрочем, это не препятствует говорить о Боге
как об абсолютной Любви и абсолютной Мудрости, а о человеке как
существе открытом к абсолютному.
3) Абсолют - (от лат. absolutus -
безусловный , неограниченный) - философское понятие , обозначающее
всеобщую основу мира. Полноту Бытия и совершенство . А. мыслится как
творческое первоначало
всего сущего и гармоническая слитность субъекта и объекта . А. един,
вечен и противоположен всякому относительному и обусловленному
существованию. В философский оборот термин "А." был введен в конце XVIII
в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби как синоним пантеистически трактуемой Б.
Спинозой природы (безличного бога). Затем, благодаря философским
системам Шеллинга и Гегеля, А. превратился в категорию, которая обобщила
такие предельно общие понятия, как " единое ", " апейрон ", "нус", "
логос ", "дао", "все", " субстанция ", "всеобщий субстрат ",
"неизмеримое", "непознаваемое", " бездна бытия", "совершенство",
"максимум" и " минимум ". Древние идеи о "пратхи", "ци", "брахме",
"пустоте", "порядке", "морфе" и т. д. близки по смыслу понятию А. Ныне
размытые представления об А. применяются в обыденно-расширительном
смысле практически во всех сферах человеческой жизни: А. могут именовать
физические пределы и константы (например, абсолютно-черное тело ,
абсолютная скорость света ), характер социального управления (абсолютная
монархия ), высшие достижения в искусстве (например, абсолютный
шедевр), спорте (абсолютный рекорд мира) и т. п. Философы
объективно-идеалистического направления обычно уравнивают А. с Богом,
Абсолютным Духом, Абсолютной Идеей, Абсолютным "Я", при этом из
предельного совершенства А. выводят суждения о неизменности и
себетождественности А. Философы -материалисты, напротив, чаше всего
понимают под А. материю, описывая материальное начало либо как
неподвижную и самодостаточную сущность , либо как вечно изменяющуюся и
обновляющуюся основу мироздания. При решении проблемы о принципиальной
познаваемости А. в религии и философии сложились два противоположных
подхода . 1) Апофатический (отрицательный): об А., беспредельном и
бесконечно полном, ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что
он есть.
2) Катафатический (утвердительный): А. обладает множеством совершенств
(абсолютной простотой, абсолютной сложностью, способностью связывать
весь универсум воедино, пребывать во всем и т. д.); разные атрибуты А.
могут быть перечислены и частично познаны людьми. Какой же метод
познания А. следует считать наиболее правильным и предпочтительным? На
этот счет существуют три основные мнения. Философы интуитивистской
ориентации полагают, что А. невозможно постичь в формах образного
знания, знаках и понятиях, но его можно непосредственно пережить как
нечто прямо данное нашей совести, интуиции, вере. Философы-дедуктивисты,
сомневающиеся в реальности феномена непосредственного знания,
предпочитают говорить о логических методах познания А.: атрибуты А.
выводимы из общего понятия А. подобно тому, как из понятия треугольника
мы умеем выводить всю сумму свойств треугольника. Философы-эмпирики
усматривают лучший способ познания А. в индуктивных обобщениях фактов об
удивительной целесообразности, связности и гармоничности мира. Религия и
философия создали несколько обобщенных образов А.: а) личностный Бог
(религии авраамического цикла , теизм ); б) неперсонифицированное бытие
как абсолютный исток всякого существования ( Брахман , Единый без
атрибутов, Татхагата , материя ); в) А., внутренне присущий каждому
человеку (вечный Атман , Просвещенный Разум
, Святой Дух, диалектическое противоречие ); г) Абсолютная цель (
нирвана , Параматман . Царство Небесное, коммунизм ); д) Райский Сонм
Богов, достигающих единой цели (Ками, Вакан); е) А., воздвигнутый на
основе откровения родоначальника той или иной религии, доктрины,
философии (Космический Будда , Предвечный Христос , сверхчеловек , вечно
живой Ленин); ж) А. как вечный закон (рита, дхарма , дао, логос. Тора ,
закон единства и борьбы противоположностей ). Основной проблемой
религии и философии, вероятно, является вопрос о связи человека и А.,
имеющий три аспекта : 1) существует ли А.; 2) как его познать; 3) как мы
должны себя вести исходя из своих представлений об А. Д. В. Пивоваров
4) Абсолют - (лат.-обособленнй,
неограниченный): понятие , противоположное термину «относительное»,
выражающее полное и завершенное совершенство кого-либо или чего-либо, а
также первооснову, первоначало всего сущего . Чаще всего свойства абсолюта приписываются Богу, духу, Космической Мудрости, идее, разуму
, долгу , воле, интуиции, материи. Абсолютность качеств этих объектов
якобы не зависит от их субъективного восприятия человеком. В широком
смысле слова абсолют (абсолютное) означает нечто универсальное и не
подвергаемое сомнению.
5) Абсолют - (лат. absolutus — безусловный , неограниченный, безотносительный, совершенный) — вечная неизменная первооснова мира, первоначало
всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным,
бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному
Бытию. Термин А. впервые был применен в конце 18 в. М.Мендельсоном и
Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории
"Бога, или Природы" в философии Спинозы; введен в широкое употребление
Шеллингом (1800). Синонимы : Абсолютный Дух , Абсолютная идея , Беспредельность, Абсолютный Разум
, Мудрость , Абсолютное Сознание и Абсолютное Бытие . А. в религиях —
Божество; в философиях — Абсолютная идея или Материя ; в искусстве —
Красота ; в науке — истинное знание ; в жизни человека — достижение
идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием
А.: христианство — Бог Отец и Христос ; мусульманство — Аллах ; индуизм
— Брахман ; буддизм — Ади-Будда ; даосизм — Дао и т.п. Понятие А. было
распространено в различных версиях и в философских системах : у Пифагора
это Единица; у Платона — Единое или Благо ; у Конфуция — Поднебесная; у
Аристотеля — "Перводвигатель"; у Шанкары — Брахман ; у Фихте —
Абсолютное "Я"; у Гегеля — Абсолютная идея. Ведущее значение категория
А. приобрела у Брэдли и сторонников абсолютного идеализма ,
отождествляемая с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое
заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается
"непосредственно опытом". В учении Агни Йоги А. тождественен понятию
Беспредельности. В религиозно-философских мистических учениях (
неоплатонизм , йога , суфизм , исихазм ) А. представляется Непостижимым,
Неизреченным, Неведомым. Для Плотина и Шанкары А. не есть
нечто данное как объект , А. постигается непосредственным контактом,
который является более высоким, чем познание и опыт . Шанкара выступает
против любой попытки постигнуть А. В тот самый момент , когда мыслится
об А., он становится частью мирового опыта, что невозможно. Но А. —
реален и присутствует. Он — неощутим, но Он есть. Определенный А. — это
воплощенный Бог, Ишвара (ср. Кришна , Иисус Христос ). А. — неизрекаем. В
неисчерпаемости, незавершенности и беспредельности самой категории А. и
его синонимов — одна из гарантий постоянного развития философии. (См.
также: Абсолютное и Относительное , Абсолютная идея). В.В. Лобач
6) Абсолют - - то, что является
пределом устремлений, но в действительности достигнуто быть не может по
причине недостаточности, ущербности, несовершенства реальных средств;
высший Идеал , Бог.
7) Абсолют - (лат. absolutus —
безусловный ) — философское понятие , используемое для обозначения
вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта
, к-рый "самодостаточен”, не зависит ни от чего другого, сам по себе
содержит все существующее и творит его. А. для религии есть бог, у Фихте — это "Я”: в философии Гегеля в роли А. выступает мировой разум
( абсолютный дух ): у Шопенгауэра воля , у Бергсона - интуиция .
Диалектический материализм отвергает такие представления об А. как
ненаучные.