1) Целесообразность - - особая форма причинности в живой природе, об-ве, человеч. деятельности. Проблема Ц. - объект острой идейн. борьбы между наукой, материализмом
и религией, идеализмом. Ц. в органич. мире, проявляющаяся в
приспособлении структуры, функций живого к условиям среды, в известной
направленности процессов в живом, использовалась телеологией для доказательства творческой деятельности бога, якобы направляющей живое к определенным целям. Ц. в об-ве, проявляющаяся в формировании более совершенных обществ. систем, в целеполагающей деятельности людей, использовалась религ. философией истории для обоснования идеи предопределения. Науч. понимание органич. Ц. раскрыто на основе учения о естеств. отборе дарвинизмом, показавшим ее относительность . Науч.-материалистич. учение о причинности показало, что известная направленность процессов в живом выступает в виде общей тенденции как результат его активного взаимодействия со средой. Истории, материализм раскрыл причинную обусловленность Ц. форм обществ, жизни, целеполагающей человеч. деятельности, базирующейся на познании объективных законов. « Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека » (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 169).
2) Целесообразность - характерная
особенность всего, что наделено целью . Объяснение посредством
целесообразности или целевое объяснение выводит действие из его цели,
его намерения. Оно противостоит причинному объяснению, объясняющему то,
что есть, тем, что ему предшествовало: целевое объяснение говорит нам о
том, «ввиду чего» происходит событие ; причинное объяснение –
«посредством чего» оно происходит. Целесообразность – часто
антропоморфная – находит тем не менее позитивное использование в
биологии и психологии, от которых невозможно отделить элемент
целостности ( организма или психики), к которому она принадлежит:
психоанализ объясняет сон через его цель, его задачу, его «намерение»;
точно так же мы объясняем, например, существование «печени» ее функцией в
организме. Что касается природных событий, то здесь целевое объяснение
через намерение остается объяснением «магического» образца.
3) Целесообразность - (лат. finalis
направленный к определенной цели) - целевая определенность (в
противоположность каузальности - причинной определенности), целенаправленность,
когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину ( causa
finalis, см. Конечная цель ). Целесообразность возможна, поскольку ход
мировых событий везде каузально детерминирован,, тем самым поддается
исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим
сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным,
может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды
становится целесообразным); см. Каузальность .
4) Целесообразность - — свойство процессов и явлений приводить к определенному результату,
цели в широком или условном смысле слова. Ц. специфически проявляется в
органическом мире, общественных системах , действиях человека . Ц.
выражается по-разному в различных областях: в органической природе — в
форме приспособляемости и регуляции организмов, направленности процессов
развития; в общественной жизни — в отмирании
изживших себя социальных порядков и возникновении новых, способствующих
дальнейшему развитию об-ва, в деятельности людей, направленной на
достижение определенных целей, и т. п. Факты органической Ц.,
использованные телеологией, получили научное объяснение в теории
естественного отбора Дарвина. Ц. форм общественной жизни — в
экономической теории и историческом материализме Маркса. Кибернетика понимает под Ц. в ее общем виде действия обратной связи, при к-рой информация о разнице между
требуемым и фактическим состоянием превращается в причину все большего
приближения системы к требующемуся состоянию. Высшая форма Ц.— Ц.
человеческой деятельности, где в причинно-следственную связь в качестве
ее важнейшего звена включается сознательная цель . Все действия
человека, соответствующие нек-рой цели, "целесообразны” в широком
смысле. В более
узком смысле "целесообразна” лишь деятельность , отвечающая не только
условиям данного момента , но и общему направлению развития,
основывающаяся на знании объективных законов и потребностей развития.