1) Обряд пострижения в монахи. Совпадение термина с чисто этнографическим показательно, т. к. оба обряда представляют собой инициационные, т. е. посвятительные и переходные, обряды.
2) П., постриги — обряд первой стрижки мальчика по достижении им одного или трех лет (по В. И. Далю: при переходе из младенчества или детства в отрочество — "обряд признания ребенка мужчиной, законным сыном и наследником отца и будущим членом об-ва"). В нек-рых местах стригли детей обоего пола, при этом мальчика сажали на топор, девочку на веретено или коноплю (чтобы были искусны в ремесле). В др. местах стригут только мальчика. П. сопровождаются угощением родни, иногда молебном. Стрижет повитуха (получает за это в качестве ритуального дара коноплю) или крестные родители, при этом впервые стригут и ногти (там, где обряд не развит, он сводится по существу к запрету стричь ногти или волосы до определенного возраста). Данные о возрасте постригаемых расходятся, особенно древние данные по летописи (с 1192): у княж. детей постриги совпадали с первым сажанием на коня, судя по формуле "вспоить, вскормить, на коня посадить", именно этот компонент был главным в инициации; след этого видят в П. у казаков на Дону, где ребенку желают "в отцовское стремя вступить". Княж. детей иногда стриг епископ. В церк. епитимейниках отразилось представление о том, что грех, если "дитя умерло, а первыя власы не острижены". С др. стороны, в других церк. текстах П. фигурирует как осуждаемое суеверие. Обряд типологически архаичный, но, кроме того, имеет надежную праславянскую этимологию, те же возрастные варианты (3 года или 7 лет — последнее у княж. детей) находим в соответств. болг. обряде, именуемом настригване, стрижба или плетиво. В России наряду с П. детей был и "П." скота (подстригали хвосты или шерсть на лбу), причем то и другое могло происходить в Великий четверг. Другие инициац. обряды у русских: первое боронование (мальчика после этого называют бороноволок), первый выход в море (в рыбацкой среде), для девочки — первое прядение при родственниках, первое надевание юбки (до этого девочка носит рубаху).
- 1. Действие, совершаемое на некоторых богослужениях. Пострижение волос существовало в античном мире как символ рабства или служения и с этим значением вошло в христианское богослужение: а) пострижение волос совершается над новокрещенным после крещения в знак служения Христу; б) пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения церкви.
- 2. Богослужение, совершаемое при принятии монашества (см. монах). Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму. Постриг не клириков (см. клир) совершается монашествующим священником (иеромонахом, игуменом или архимандритом), клириков - архиереем. Чинопоследование пострига в рясофоры состоит из благословения, начала обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму совершается на литургии после входа с Евангелием. Перед литургией постригаемый ставится на паперт и. При пении тропарей его вводят в храм и ставят перед вратами царскими. Совершающий постриг спрашивает об искренности, добровольности и т.п. пришедшего и затем совершает постриг и наречение нового имени, после чего новопостриженного облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию, клобук, сандалии и дают четки. Пострижение в великую схиму совершается торжественней и дольше, облачают постриженного в те же одежды, кроме парамана и клобука, заменяемых анолавом и кукулем. Чинопоследования пострига содержатся в большом требнике.