Что такое гештальт или почему официант сразу забывает выполненный заказ
«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении.
В очередном выпуске рубрики — в чем секрет картин Ренуара и почему мы понимаем слово, даже если в нем поменять местами почти все буквы. «Тебе просто надо закрыть гештальт», — такой совет можно от доброжелателей. Но чтобы понять, что такое гештальт и правильно использовать это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться к психологии восприятия. В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает «форма, вид, фигура», а производное от него слово Gestaltung — «оформление». Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги — «целостность», «структура» и «модель». Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть ее»Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х—1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом». Параллельно гештальт-подход к восприятию вырос в самостоятельное направление психологии — благодаря Максу Вертхаймеру, ученику фон Эренфельса. В 1912 году он опубликовал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения». Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место— если правильно подобрать расстояние и временной интервал (оптический обман работал при интервале около 60 миллисекунд). Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое целое. Это подтвержало идею о том, что цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожие эксперименты проводились и с музыкой — Эрнст Мах в своей работе «Анализ ощущений» доказал, что изменение тональности и темпа мелодии не мешает идентифицировать мотив. Похожий эксперимент — но только с текстом — сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные. Нпармиер, вы лгкео мжотее почрстеь эту фазру. Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил любое воспринимаемое человеком изображение на Фигуру (объект) и Фон. Фигура — это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон — все остальное. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый рисунок, который можно «прочитать» либо как изображение вазы, либо как изображение двух лиц — смотря на чем сконцентрироваться. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план. Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался, породив новое направление— гештальт-терапию. Ведь понятие фона и фигуры сохраняется и в повседневности — если представить, что реальность, в которой мы существуем — это фон, а различные объекты или процессы — это фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном. Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое. По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело. Незавершенные процессы мы запоминаем лучше — это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти. Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером. Понятие просочилось и в поп-культуру: в мультсериале «Трансформеры» Гештальтом зовут сложносочиненного робота, состоящего из нескольких роботов меньшего размера. Название было придумано поклонниками сериала, но потом стало официальным — возможно, потому что робот действительно оказался наглядной иллюстрацией сложного термина.
... Посмотрите на великолепное устройство своего тела с чисто физиологической точки зрения. Оно кажется вам столь же плотным, как и прочая физическая материя. Но чем больше вы узнаете о материи, тем очевиднее становится, что в ней энергия принимает определенные формы (в виде органов, клеток, молекул, атомов и электронов), каждая из которых менее материальна, чем предыдущая; каждая составляет таинственный гештальт, чтобы образовать материю.
И всё же я останусь (на сейчас) в убеждении, что энергия - не материя. Здесь опять-таки идёт речь о степенях плотности материи. :schmoll: Один во Всём, Всё в Одном
Физическая жизнь у вас есть для того, чтобы узнать и понять, что ваша энергия, переведенная в чувства, мысли и эмоции, вызывает все абсолютно.
"Переведённая" - это недостаток перевода (с английского на руский) или же действительно существует особый феномен преобразования? Один во Всём, Всё в Одном
"Помните, даже ложные убеждения будут казаться подтвержденными физическими данными, потому что ваш опыт во внешнем мире — воплощение этих убеждений. Поэтому вы должны работать непосредственно с материалом ваших идей, даже если сенсорная информация будет доказывать, что некое убеждение истинно. Чтобы изменить вашу жизнь или какую-то ее часть, вы должны изменить свои идеи. Поскольку вы с самого начала формируете собственную реальность, это даст естественные результаты."
Эта постоянная закольцованность ожиданий событий и самих событий является для меня трудно преодолимым препятствием. Видимо, для разрыва потребуется "длительная пауза неверия собственным глазам".
Если художник в конце дня замечает, что испачкал краской руки, он может легко смыть ее, если знает, как. Один во Всём, Всё в Одном
Обычно,даже когда вы все-таки исследуете свой сознательный разум, то делаете это через свои структурированные убеждения (или при их помощи).
Да человек с самого рождения опутывается этими убеждениями. И получается дурацкая ситуация когда структурированные убеждения изучают другие структурированные убеждения.
Еще я подчеркиваю, что задача сознательного разума — получать информацию и из внутреннего «Я», и из внешней вселенной.
Главным является приобретённая неспособность слышать данное внутреннее Я. Предполагаю, что пробившись через данную невозможность, можно столкнуться с трудностью совмещения информации, идущей изнутри и из внешней вселенной.
Позже мы еще поговорим о природе массовой реальности, но пока мы рассматриваем личные аспекты.
И здесь просматривается разрыв между массовой реальностью и личной. Но без такого разрыва не может быть эволюции этих двух сторон. Один во Всём, Всё в Одном
Зачастую эго игнорирует полученный путем предвидения и ясновидения материал, который поступает в сознательный разум из более глубоких слоев личности.
Слово "игнорирует" подсказывает волевой аспект данного действия. Но моё эго так искусно маскирует такой материал, что эта сторона жизни закрыта и не существует. Один во Всём, Всё в Одном
Эго — наиболее физически ориентированная часть внутреннего «Я», но при этом не отделенная от него. Метафорически говоря, оно сидит на подоконнике между вами и внешним миром. (Выделяет сказанное голосом.) Оно может смотреть в обе стороны. Эго выносит суждения о природе реальности, учитывая свои и ваши потребности. Оно принимает или отвергает убеждения. Оно не умеет закрывать информацию от вашего сознательного разума, зато может отказаться обращать на нее внимание.
Выстраивается ряд пониманий:
Эго Сознательный разум "Я"
Указание на отличие "Я" от Эго и Сознательного разума. Один во Всём, Всё в Одном
В физической жизни ваш сознательный разум в значительной степени зависит от работы физического мозга. Сознательный разум остается с вами и в теле, и вне его, но когда вы ориентированы на физическое, то он связан с физическим разумом. В определенной степени мозг удерживает разум в трехмерном фокусе. Он ориентирует вас на среду, в которой вы должны действовать. И именно потому, что разум зависит от мозга, вы воспринимаете, например, время как череду мгновений.
Мозг заужает Сознательный разум до разума физического. Один во Всём, Всё в Одном
Или же вера в чувство вины станет центральной структурой, которая соберет вместе подобные базовые убеждения и усилит их. Необходимо понять, что это — не просто мертвые идеи, мысленный мусор. Это — энергетическое вещество. В определенном смысле они живые. Они группируются как клетки, защищают собственное существование и уникальность.
Я касался этого феномена в 2013 году: Образ Один во Всём, Всё в Одном
Это отчасти сложно объяснить, но, следовательно, существуют «невидимый» свет и «неслышимый» звук, которые воздействуют на ваше тело и помогают формировать структуру, из которой оно постоянно появляется.
То, что тело постоянно появляется, можно объяснить его "мерцанием" с невероятной частотой. И каждая вспышка чем-то отличается от предыдущей. Причём происходит мерцание всех точек, формирующих тело, синхронно или не синхронно, что при таких частотах просто не улавливается
Цитата
(21:28.) Атомы и молекулы внутри вас буквально постоянно умирают и полностью заменяются. Вы каждое мгновение создаетесь физически. Точка.
На электромагнитные структуры и структуры внутреннего звука накладываются определенные типы света. Вместе они образуют прототип, на котором и из которого формируется физическое тело.
Представляю как трудно подобрать слова для обезпечения понимания материализации тела в видимом спектре! Один во Всём, Всё в Одном
Следовательно, мысленный образ — тоже структура внутреннего звука, обладающего электромагнитными свойствами, которые пронизаны определенными формами света. В определенном, очень реальном смысле мысленный образ и есть зачаточная материя. Любая подобная структура, состоящая из значений электромагнитного звука и света, автоматически будет стараться воспроизвести себя в физическом существовании, материализоваться.
Если используется термин "звук", то предполагается наличие среды его распространения. Для того чтобы создать структуру её надо "зафиксировать". Но как зафиксировать распространяющуюся "волну"? Воздействием иной "волны". И в точке взаимодействия можно получить статичное качество. Очень похоже на "встречные волновые потоки" в диктовках через Маслова Л.И.. Один во Всём, Всё в Одном
По крайней мере с физической точки зрения мысли стимулируются химически и путешествуют через универсальное тело, как вирусы по вашей временной форме.
Вот это упоминание универсальности тела. Что подразумевается? "Путешествуют через универсальное тело ... по вашей временной форме." Вероятно, что универсальность включает всего человека, как совокупность его постоянных и преходящих структур. Временная форма - преходящая физическая оболочка. Универсальным телом можно назвать и Материю в целом, как форму проявления Идеи.
Время жизни атомов даже для стабильных изотопов - понятие статистическое, для радиоактивных тем более. Условно говоря, если период полураспада какого-либо изотопа, скажем, 10 лет, то это еще не означает, что если мы наблюдаем за одиночным атомом, то через 20 лет он распадется обязательно - это может произойти и в следующую секунду, а может и через миллион лет. Но в среднем для стабильных элементов справедливы цифры, указанные выше.
атом состоит из ядра и (в классическом случае) вращающихся вогруг ядра электронов, свойства атома полностью определяются свойствами ядра (зарядом и массой) . при температурах больше 3000С (такую температуру имет подавляющее количество вещества во вселенной - звезды) , атомы теряют свои электроны, остаются голые ядра, которые легко становятся обычными атомами при снижении температуры. поэтому разумно считать временем жизни атома время жизни его ядра. почти 75% вещества вселенной - водород (или как мы договорились его ядро - протон) и почти 25% - гелий (а-частица) и лишь менее 1% приходится на все остальные атомы (ядра) . подавляющее большинство протонов и а-частиц, существующих ныне, родились в ходе большого взрыва, поэтому их возраст равен возрасту вселенной. Все остальные атомы от лития до урана имеют стабильные изотопы, которые без внешнего воздействия могут жить сколько угодно долго. только уран и заурановые ядра распадаются с характерным временем полураспада и имеют среднее время жизни.
Вынесло меня на тему атома из-за вопроса об источнике его явления. Атомы организуются в более сложные структуры - молекулы. Но можно ли утверждать, что молекула является условием существования атома? Сомневаюсь. Молекула, как надстоящая структура, не подпитывает энергией атомы, её составляющие.
Можно сказать, что атом существует за счёт энергии и свойств составляющих его элементов? Да, потому, что остаётся только этот источник.
Молекулы организуются в клетку. Клетка уже может вести себя двояким образом:
1. Как самостоятельная единица; 2. Как часть более сложной структуры - органа.
Как самостоятельная единица, клетка - вирус. Где-то на этом уровне произходит смена условий жизнеобеспечения элементов и структур. Выстраивание органа из клеток осуществляется по матрице. И если орган повреждается, то это является условием распада и клеток. Таким образом, источником жизни/целостности для клетки является орган, как надстоящая структура. При достижении уровня телесной формы, произходит переход к взаимодействию человека и биосферы с возникновением ноосферы. Биосфера вполне себе может существовать без человека. В пределах ноосферы человечество взаимодействует с планетой. Один во Всём, Всё в Одном
И кот, и мышь на определенных уровнях понимают природу общей для них жизненной энергии и, в этом отношении, не цепляются за свою индивидуальность. Это не означает, что они не станут бороться за жизнь, просто им свойственно встроенное ощущение единства с природой. Они знают, что они не потеряются и не растворятся в природе (негромко, но с чувством).
Поскольку вы верите, что физическая самозащита — единственный способ справиться с такой ситуацией, вы скажете: «Вы хотите сказать, что, если на меня нападет другой человек, я не могу агрессивно противостоять его попыткам меня уничтожить»?
Совсем нет. Вы можете противостоять нападению разными способами, которые не требуют убийства. Прежде всего, вы не окажетесь в такой ситуации, если известные или неизвестные вам агрессивные мысли не притянут ее к вам. Когда она уже случилась, можно прибегнуть к разным способам, в зависимости от обстоятельств. Поскольку вы считаете агрессию синонимом насилия, то можете не понимать, что агрессивные — убедительные, активные, мысленные или произнесенные — призывы к миру могут в такой ситуации спасти вам жизнь. Но это так.
Обычно будет достаточно разных физических действий, не включающих убийство. Пока вы продолжаете верить, что на насилие отвечают насилием, вы притягиваете его со всеми последствиями.
Я несколько раз использовал понятие «миг воспоминания», потому что это еще одно качество, свойственное лишь сознательному разуму, которое, в вашем понимании, по большей части недоступно остальному творению. Без этой паузы, когда человек в настоящем вспоминает прошлое и представляет будущее, естественная вина не имела бы смысла Человек не мог бы вспоминать прошлые действия, сопоставлять их с нынешней ситуацией и представлять будущее чувство вины, которое они вызовут.
Вина — это оборотная сторона сострадания. Ее изначальная задача — научить вас на сознательном уровне сопереживать себе и другим обитателям творения, чтобы вы могли сознательно контролировать вещи, которые раньше управлялись на чисто биологическом уровне. То есть в этом отношении у вины есть прочная природная основа, и когда она искажается, неверно используется или остается не-понятой, то приобретает огромную, ужасающую энергию любого вышедшего из-под контроля стихийного явления.
Вина - субъективное ощущение; - реакция сознания, ведущая к недопущению/сдерживанию; - моделирование события и сравнение субъективным эталоном; - сравнение имеет негативный вывод; - источником дисгармонии является сам субъект, как участник события. Один во Всём, Всё в Одном
В определенном смысле «психоделический опыт» невозможно объяснить в вашей ограниченной структуре понятий, не потому, что подобное озарение не поддается объяснению, а потому, что у вас сейчас очень ограниченная система убеждений.
Убеждение само, как явление, есть ограничение. Один во Всём, Всё в Одном
Предложенный режим сна и бодрствования способствует и другим видам естественного спонтанного понимания. Бессознательное, черный цвет и смерть связаны с негативными ассоциациями и страхом перед внутренним «Я». Состояние сна вызывает недоверие и часто отождествляется со смертью и/или злом. Но, повторяю, изменение режима сна и бодрствования может вызвать трансформацию, при которой станет понятно, что в снах содержатся великая мудрость и созидание, что бессознательное на самом деле вполне сознательно и что человек может сохранять во сне свою идентичность. Поэтому к нему больше неприменим страх перед саморазрушением, которое считается символической смертью.
Цитата
Когда вы поймете, что в состоянии сна вы так же бодры, восприимчивы и разумны, как и в бодрствующей жизни, вы уже не сможете действовать в старой структуре. Это не значит, что подобное сознание будет возможно во всех снах, но в предложенном режиме сна и бодрствования такое происходит часто.
Тело как таковое может физически обновиться и отдохнуть значительно быстрее, чем за восемь часов. Через пять часов мышцы начинают требовать действий. Эта потребность становится сигналом к пробуждению, чтобы можно было сознательно переработать бессознательный материал и информацию из снов.