Суббота, 04.05.2024, 23:11
Варган-Наития
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наития [217]
Миропонимание [102]
Переход 2012 [6]
КОБа [13]
Аналитика [4]
Радость Бытия [237]
Стихи [58]
Музыка под настроение [174]
Цитаты и определения [76]
Мультики [15]
Юмор [52]
Фото [77]
Кино [14]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Нужна ли в паспорте гражданина РФ строка "национальность"?
Всего ответов: 8

 Блог
Главная » 2015 » Сентябрь » 26 » Снятие - философия
22:29
Снятие - философия
СНЯТИЕ
        (нем. Aufheben), преобразование, в котором наличные формы или принципы устраняются, отрицаются, но вместе с тем сохраняют, удерживают своё значение как подчинённые моменты новой целостности или системы. С. — одно из важнейших понятий философии Гегеля, связанное с его диалектич. концепцией развития. Указывая на двоякий смысл термина Aufheben (сохранить, удержать и в то же время устранить, прекратить, положить конец), Гегель подчёркивал, что снятое есть всегда нечто опосредствованное процессом развития. С., по Гегелю,— это низведение некоторого реального основания (предмета, системы, структуры) до момента более развитого целого. Т. о., С. характеризует возникновение нового единства, более высокую ступень развития. Указанное толкование Гегель относил прежде всего к сфере духа и познания; в его идеалистич. трактовке духовная субстанция осуществляет и преодолевает себя, сохраняя преодоленные формы как орудия своей деятельности.
        В марксистской филос. литературе термин «Супотребляется как характеристика развивающегося объекта в рамках отрицания отрицания закона и отождествляется с понятием диалектич. отрицания.
        Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа, Соч.. т. 4, ? 1959, с. 2,6,11, 1415, 19, 2425, 28; его же, Наука Логики, т. 1, М., 1970, с. 16869, 306; т. ,3, М., 1972, с. 286; его же, Энциклопедия филос. наук, т. 1 - Наука Логики, М., 1974, с. 23738.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

СНЯТИЕ
СНЯТИЕ, СНИМАТЬ (нем. aufheben) в диалектике Гегеля (в соответствии с многозначностью слова «снимать») поднимать на более высокую ступень, сохранять, а также уничтожать (отрицать). Полагаемое в тезисе снимается, т.е. отрицается, в антитезисе, а затем через отрицание отрицания снова выступает как полагаемое, но уже на более высоком уровне относительно принятого исходного пункта диалектического развития. Это приводит к синтезу, который, снимая тезис, сохраняет его в себе в более совершенной форме.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

СНЯТИЕ
(нем. Aufheben) – одна из центр. категорий философии Гегеля; осн. смысл С. выявляется в связи с концепцией развития как борьбы противоположностей: С. выступает как результат этой борьбы, благодаря к-рому данное противоречие примиряется и т.о. появляется новое качество. С. определяет и характер этой борьбы: появление нового качества происходит путем отрицания предыдущего. Однако это отрицание не есть синоним упразднения; С. имеет "...двоякий смысл: оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, п о л о ж и т ь к о н е ц" (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 99). Заключая в себе момент отрицания, С. не сводится к нему: С. утверждает связь, единство вещей и явлений. В этом смысле С. есть отрицание отрицания и отличается от него лишь тем, что последнее фиксирует сам процесс, а С. – его результат. С помощью снятия Гегель преодолел метафизич. абсолютизацию противоречия, характерную, в частности, для Канта.
В диалектич. материализме категория С. играет подчиненную роль по отношению к законам единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания закону. В теории познания категория С. позволяет вскрыть механизм абстрагирования, к-рое есть, по сути дела, С. чувств. материальности в процессе познания; именно в снятом виде действительность становится содержанием мышления.
В. Костеловский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 19601970.

СНЯТИЕ
    СНЯТИЕ (нем. das Aufheben) — понятие философской системы Гегеля. Ее смысл раскрывается в контексте концепции развития, первый этап которого обосновывается тезисом, который затем снимается в антитезисе; такое снятие не означает абсолютного упраздненияпоследующая ступень развития вбирает в себя то позитивное, что содержалось в тезисе. Затем снимается и антитезис, позитивные элементы которого также сохраняются на более высокой ступенив синтезе обеих предшествующих ступеней тезиса и антитезиса, так что снятие на этой последней ступени выступает как отрицание отрицания. Т. о., снятие является одновременно как сохранением, так и упразднением: “...оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец” (Гегель. Соч., т. 5, с. 99).
    Т.Б.Длугач

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.
 


Снятие (философия)

 
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 


 

Категория: Цитаты и определения | Просмотров: 1099 | Добавил: Vargan | Теги: Снятие, Гегель Фридрих, философия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
14.10.2015 @ 16:08
Варган (Vargan) [Материал]
аватар Vargan Полагание и снятие – очень часто встречающиеся в философии
Гегеля понятия. Каков их смысл?
Объект в процессе своего взаимодействия с другим может отдать
себя частично или полностью другому. Снять себя и положить
себя в другом. Как мышление в высказывании. Как раб в
господине. Но, с другой стороны, внешние объекты
сопротивляются внедрению нашего объекта в себя, отражают его
давление, возвращают его воздействие на себя. Они снимают в
себе его воздействия и полагают их снова в него. Как забота
господина положена в рабе. Как истинность и смысл
высказывания вновь полагается в мышлении.
Более прозрачный пример. Рабочий на производстве служит
потребительной стоимостью, которая, в процессе потребления,
создает стоимость. Это – процесс снятия рабочим своей рабочей
силы и полагания ее в продукт производства. Вернувшись домой,
рабочий становится просто рабочей силой, стоимостью, которая
требует своего восстановления. Он использует для этого
потребительные стоимости, созданные другими: пищу, газету,
телевизор, диван, пиво. Теперь он полагает себя посредством
потребления другого, снятия другого.
В производстве он полагает себя в другом, снимая себя. В
потреблении он полагает себя, снимая другое.
Мышление же есть существенно взаимодействие себя с собой.
Поэтому, полагая в себе нечто иное себя самого, оно
одновременно и снимает в себе нечто другое самого себя же.
Например, снимает неистинность знания в полагании знания
более адекватного, истинного. Важно, что снятие не означает
уничтожения. Это акт в отношении другого (типа жертвы), за
которым следует полагание («воздаяние»).
В любом случае следует иметь ввиду, что категории «полагание»
и «снятие» – парные: если что-то снимается, то что-то и
полагается, и наоборот.

Ссылка

Имя *:
Email *:
Код *:
Варган-Наития © 2024
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Сайты
  • Муджи в России
  • Культ Ура и Культ Тура
  • НАУКА И ЖИЗНЬ
  • КОБ-образование
  • ДОТУ
  • Концепция общественной безопасности
  • ВПП Курсом Правды и Единения
  • Новый образовательный стандарт
  • Мера: Форум сторонников КОБ
  • Закон времени
  • МедиаМера
  • Вики-КОБ
  • Информационно Аналитический Центр (ИАЦ)