ФилософскаяЭнциклопедия. В5-хт. — М.:Советскаяэнциклопедия. ПодредакциейФ. В. Константинова. 1960—1970.
СНЯТИЕ
СНЯТИЕ (нем. dasAufheben) — понятиефилософскойсистемыГегеля. Еесмыслраскрываетсявконтекстеконцепцииразвития, первыйэтапкоторогообосновываетсятезисом, которыйзатемснимаетсявантитезисе; такоеснятиенеозначаетабсолютногоупразднения — последующаяступеньразвитиявбираетвсебятопозитивное, чтосодержалосьвтезисе. Затемснимаетсяиантитезис, позитивныеэлементыкотороготакжесохраняютсянаболеевысокойступени — всинтезеобеихпредшествующихступенейтезисаиантитезиса, такчтоснятиенаэтойпоследнейступенивыступаеткакотрицаниеотрицания. Т. о., снятиеявляетсяодновременнокаксохранением, такиупразднением: “...оноозначаетсберечь, сохранитьивместестемпрекратить, положитьконец” (Гегель. Соч., т. 5, с. 99).
Т.Б.Длугач
Новаяфилософскаяэнциклопедия:В4тт. М.:Мысль. ПодредакциейВ. С. Стёпина. 2001.
Снятие (философия)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Снятие.
Снятие (нем.Aufheben) — понятие в философии Гегеля, обозначающее момент развития, «в котором соединены как отрицание, так и сохранение, утверждение»[1]:
Снятие проявляет свое подлинное двойное значение, которое мы видели в негативном: оно есть процесс негации и в то же время сохранение[2]
Гегель применял этот термин для характеристики движения абсолютной идеи. Каждое данное её состояние «снимается» или преодолевается[3] высшим, чем и объясняется связь ступеней развития. Термин снятие иллюстрирует диалектический принцип отрицания отрицания: тезис снимается антитезисом, а антитезис — синтезом.
В диалектическом материализме термин снятие фиксировал момент преемственности при развитии от низшего к высшему (например, механическое движение включено в биологическую форму движения материи в «снятом» виде)
Снятие (нем. отмена, упразднение и сбережение) - термин, широко применявшийся в философии Гегеля. Означает одновременное уничтожение и сохранение ч.-л. Гегель применял термин «С.» для характеристики движения абсолютной идеи. Каждое данное ее состояние «снимается» высшим, чем и объясняется связь ступеней развито». Так, в триаде высшая категория (синтез) не только уничтожает в движении мысли антитезис, но и сохраняет в переработанном виде все содержание предшествующего развития. В идее С. Гегель уловил объективную закономерность развития материального мира и особенности человеческой (теоретической и практической) деятельности. Вместе с тем С. у него носит абстрактно-логический характер. В диалектическом материализме термин «С.» употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения к.-л. низшего явления к высшему (напр., положение о том, что механическое движение включено в биологическую форму движения материи в «снятом» виде).
Источники:
Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
СНЯТИЕ(нем. das Aufheben) – понятие философской системы Гегеля. Ее смысл раскрывается в контексте концепции развития, первый этап которого обосновывается тезисом, который затем снимается в антитезисе; такое снятие не означает абсолютного упразднения – последующая ступень развития вбирает в себя то позитивное, что содержалось в тезисе. Затем снимается и антитезис, позитивные элементы которого также сохраняются на более высокой ступени – в синтезе обеих предшествующих ступеней тезиса и антитезиса,так что снятие на этой последней ступени выступает как отрицание отрицания. Т.о., снятие является одновременно как сохранением, так и упразднением: «...оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец» (Гегель. Соч., т. 5, с. 99).
Т.Б.Длугач
Снятие (нем. Aufheben) — преобразование, в котором наличные формы или принципы устраняются, отрицаются, но вместе с тем сохраняют, удерживают своё значение как подчинённые моменты новой целостности или системы; одновременное уничтожение и сохранение чего-либо.
Снятие — одно из важнейших понятий философии Гегеля, связанное с его диалектической концепцией развития. Указывая на двоякий смысл термина Aufheben («сохранить, удержать» и в то же время «устранить, прекратить, положить конец»), Гегель подчёркивал, что снятое есть всегда нечто опосредствованное процессом развития, первый этап которого обосновывается тезисом, который затем снимается в антитезисе; такое снятие не означает абсолютного упразднения — последующая ступень развития вбирает в себя то позитивное, что содержалось в тезисе. Затем снимается и антитезис, позитивные элементы которого также сохраняются на более высокой ступени — в синтезе обеих предшествующих ступеней тезиса и антитезиса, так что снятие на этой последней ступени выступает как отрицание отрицания. Таким образом, снятие характеризует возникновение нового единства, более высокую ступень развития. Указанное толкование Гегель относил прежде всего к сфере духа и познания; в его идеалистической трактовке духовная субстанция осуществляет и преодолевает себя, сохраняя преодолённые формы как орудия своей деятельности.
Заключая в себе момент отрицания, снятие не сводится к нему: снятие утверждает связь, единство вещей и явлений. В этом смысле снятие есть диалектическое отрицание и отличается от него лишь тем, что последнее фиксирует сам процесс, а снятие – его результат. С помощью снятия Гегель преодолел метафизическую абсолютизацию противоречия, характерную, в частности, для Канта.
В марксистской философской литературе термин «снятие» употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения какого-либо низшего явления к высшему (например, положение о том, что механическое движение включено в биологическую форму движения материи в «снятом» виде).
Полагание и снятие – очень часто встречающиеся в философии Гегеля понятия. Каков их смысл? Объект в процессе своего взаимодействия с другим может отдать себя частично или полностью другому. Снять себя и положить себя в другом. Как мышление в высказывании. Как раб в господине. Но, с другой стороны, внешние объекты сопротивляются внедрению нашего объекта в себя, отражают его давление, возвращают его воздействие на себя. Они снимают в себе его воздействия и полагают их снова в него. Как забота господина положена в рабе. Как истинность и смысл высказывания вновь полагается в мышлении. Более прозрачный пример. Рабочий на производстве служит потребительной стоимостью, которая, в процессе потребления, создает стоимость. Это – процесс снятия рабочим своей рабочей силы и полагания ее в продукт производства. Вернувшись домой, рабочий становится просто рабочей силой, стоимостью, которая требует своего восстановления. Он использует для этого потребительные стоимости, созданные другими: пищу, газету, телевизор, диван, пиво. Теперь он полагает себя посредством потребления другого, снятия другого. В производстве он полагает себя в другом, снимая себя. В потреблении он полагает себя, снимая другое. Мышление же есть существенно взаимодействие себя с собой. Поэтому, полагая в себе нечто иное себя самого, оно одновременно и снимает в себе нечто другое самого себя же. Например, снимает неистинность знания в полагании знания более адекватного, истинного. Важно, что снятие не означает уничтожения. Это акт в отношении другого (типа жертвы), за которым следует полагание («воздаяние»). В любом случае следует иметь ввиду, что категории «полагание» и «снятие» – парные: если что-то снимается, то что-то и полагается, и наоборот.