Выдающийся русский философ Н. Бердяев писал, что в Гоголе «был какой-то духовный вывих», что «он носил в себе какую-то неразгаданную тайну», что в нём есть «что-то жуткое», что Гоголь – «единственный русский писатель, в котором было чувство магизма», который «художественно передаёт действие тёмных, злых магических сил». Суждения Бердяева, что Гоголю было присуще «совершенно исключительное по силе чувство зла», что он – «инфернальный художник», перекликается с точкой зрения ещё одного мыслителя В. Розанова: «Мёртвым взглядом посмотрел Гоголь на жизнь, и мёртвые души только увидал он в ней». Оба философа исходили из того, что дар Гоголя заключался в обнаружении и художественном показе зла как явления внутреннего, метафизического, а не внешнего, социально-политического. Бердяев, Розанов, Франк считали, что Гоголю дано было не столько бичевать отсталость России, сколько показывать внутренние болезни и уродливые черты в душах людей, что он делал это при помощи разного рода метафорических посланий. |