От редакции "РН": Сергей Турченко:
"5 ноября 1941 года в боевые части германских ВВС поступил циркуляр
рейхсмаршала Геринга, который требовал: "…не приближаться к советским
самолетам ближе, чем на 100 метров во избежание тарана". Такое решение
было принято по указанию Гитлера после длительного "уламывания"
командиров авиационных частей, считавших подобную "тактику" унизительной
для прославленных асов рейха. Ведь совсем недавно сам фюрер говорил им:
"Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне — это оружие
могущественных людей, германская форма боя". "Никто и никогда не сможет
добиться преимущества в воздухе над германскими асами!" — вторил
командующий фашистскими ВВС Геринг. Но воздушные тараны первых дней
войны заставили забыть эти хвастливые речи. И это было первое
посрамление "германской формы боя" и первая моральная победа советских
летчиков. До 22 июня 1941 года фашистским летчикам не приходилось
встречаться в Европе с таким тактическим приемом как воздушный таран.
Зато в первый же день нападения на СССР "Люфтваффе" потеряли сразу 16
самолетов в результате таранных атак советских летчиков".
Профессор Военной гуманитарной академии полковник Юрий Рубцов:
"Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более
600 таранов (исследования продолжаются и постепенно становятся
известными всё новые случаи). Более 2/3 из них приходится на 1941-1942
годы — самый тяжёлый период войны. До сих пор бытует мнение, что таран —
это некий фатальный акт самопожертвования. Но вот что писал Алексей
Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался
"Таран": "Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к
нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движения, тем
стремительнее его рефлексы… Советские лётчики создали новую форму атаки,
фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе
врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых
случаях своей машины".
Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана
погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но
продолжали вести бой и совершали посадку на своём самолёте. ... Видный
английский специалист в области военной авиации Роберт Джексон в книге
"Красные соколы", изданной в Лондоне, пишет: "Имелось немало случаев,
когда советские летчики-истребители таранили вражеские самолеты, но
вопреки распространенному мнению это не было жестом отчаяния, а
хладнокровно продуманным приемом боя, требовавшим высочайшего мастерства
и стальных нервов… Хотя немецкие истребители Ме-109 и Ме-110 обладали
большей скоростью, чем И-16 и И-153, советские летчики умело
использовали лучшую маневренность своих самолетов на виражах. Когда
русский пилот оказывался в трудном положении в воздушной схватке, он
закладывал крутой вираж и на полной скорости устремлялся на ближайший
"мессершмитт"… Эта тактика обычно срабатывала, нервы немцев не
выдерживали, и они сразу выходили из боя. Или гибли, что случалось чаще
всего"".
Вот подробнее о таких боях и героизме советских воинов, их
судьбах рассказывается в статье авторов из Твери Мальгина Александра
Семеновича — преподавателя Военной академии воздушно-космической
обороны, полковника в отставке, кандидата военных наук, профессора, и
Мальгина Михаила Александровича — старшего научного сотрудника
научно-исследовательского института МО РФ, подполковника, кандидата
военных наук, опубликованная в Военно-историческом журнале №4-5 2005
года (ниже приводится с незначительными сокращениями ссылочного
аппарата).