Юрий Магаршак
10 июля 1941 года половина жителей польского городка Едвабне, что в 85 милях от Варшавы, уничтожила вторую половину. Убийцы, во главе с мэром, были католиками. Их жертвы – одна тысяча шестьсот душ – евреями. Поляки убивали их несколько часов в короткой июльской ночи. Руками. Вооружившись чем попало – ножами, топорами, молотками. У кого были ружья — стреляли. Те, кто уцелел в мясорубке, спрятались в амбаре неподалеку, но ненадолго: амбар подожгли и недобитые евреи сгорели заживо. После победы погибшим поставили памятник – как павшим от рук нацистов. И полвека жители Едвабне ходили мимо памятной таблички, прекрасно зная правду, но никто и словом не обмолвился. Страшный секрет Едвабне предал огласке в книге «Соседи» мой добрый знакомый поляк — историк Принстона Ян Гросс. Книга вышла в начале нового века и вызвала шквал протестов. Не было поляка-патриота, кто не плюнул в автора. Но нашлись и другие поляки, — те, кто задумались над историей Едвабне. В 2004 известный режиссер Владислав Пасиковский принес сценарий независимому продюсеру Дариушу Яблонскому, некогда бывшему режиссером… И теперь Польша бурлит – после выхода фильма осенью 2012-го в ряде городов фильм запрещен к показу, как антипольская пропаганда, и нет кинотеатра, который бы согласился дать хоть один просмотр. Режиссеру поступают угрозы, а исполнителя главной роли – Матея Штура — поляка, сыгравшего поляка, — атакуют антисемиты в прессе, а по телефону и в интернете обещают убить. Говорят, что он занесен в черный список национальной киноакадемии – чтоб не снимал его больше никто.
Александра Свиридова
http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=print&id=6542
Уважаемые русскоязычные люди. Прочтите заметку Александры Свиридовой о фильме, посвященном массовому убийству в Едвабне, которое, как оказывается, совершили не гитлеровцы, а поляки, с вниманием и задумчивостью. Потому что она не о прошлом. И не об кровавых антисемитах-поляках. Она о всем человечестве.
Зверское массовое убийство евреев в Евадбне в течение более полувека во всем мире считалась примером зверской бесчеловечности гитлеровцев. А оказывается, оно явилось примером бесчеловечности местного населения. Поляков, живших с евреями бок о бок. А стало быть, доказательством чего-то совершенно другого. Неизмеримо более важного, чем гитлеровский фашизм, побежденный в 1945 году. И даже чем зверское убийство евреев.
Отныне Едвабне – страшное доказательство легкости, с которой человечество становится бесчеловечным, – как только бесчеловечность становится безнаказанной. В бесчеловечности убийства евреев в Евадбне повинны поляки. А в бесчеловечном убийстве польских офицеров в Катыни поляки обвиняют СССР – и также, конечно, правы в своих обвинениях в бесчеловечности Советской Власти. А также в замалчивании преступлений – точь-в-точь как в Евадбне в течение полувека поступали поляки с преступлением собственным. Однако заметьте: в одном случае против бесчеловечности, обращенной на них самих, негодуют, в другом – негодуют по поводу раскрытия бесчеловечности и преступлений, совершенных ими самими. Негодование к преступникам, когда преступление совершено к твоему народу – но когда раскрывается преступление, совершенное твоим народом, негодование обращается на раскрывших. Медицина назвала бы такое раздвоение сознание паранойей. Однако такое параноидальное состояние, оказывается, характерно для считающихся совершенно нормальными и здоровыми народов. Перефразируя слова Сталина и вкладывая их в Уста Господа Бога, «других народов у меня для вас нет». Настолько вопиющая ситуация, что возникает вопрос: а есть ли народы, которые в отношении преступлений, совершенных по отношению к ним – и в отношении к преступлениям, совершенными ими самими, параноидальными не являются?
В Бабьем Яру, всего через несколько дней после прихода гитеровцев в Киев, евреев расстреливали украинцы. То же происходило при уничтожении евреев в других городах Украины, России и Белоруссии: с разрешения и поощрения власти сами расстрелы, а также поджигания сараев, в которые набивали евреев, и прочие зверства осуществляло местное население. То же во Франции, якобы гуманной и просвещенной (о зверствах французах при Гитлере во Франции предпочитают не говорить — только о Сопротивлении, в котором французов в действительности было не так уж много. Всюду находилось достаточно тех, кто готов был осуществлять зверства – как только их совершение оказывалось безнаказанным. Даже не получая от зверств никакой выгоды.
Приход к власти так называемой Арабской Весны привел к ужасающим зверствам в Ливии. Не только убийства, но также и зверства в Сирии не прекращаются ни на один день. То же и в Пакистане. Бесчеловечные террористические акты, совершаемые главным образом исламскими террористами (но вовсе не только ими, хотя, разумеется, большая часть) происходят по всему миру чуть ли не ежедневно – при этом больше всего в этих терактах погибает граждан исламских же стран. В которых одни муслуьмане ненавидят других мусульман. Всюду обвиняют чужие зверства – замалчивая или оправдывая зверства «своих». В точности, как поляки в Евадбне, украинцы в Бабьем Яре, пришедшие к власти в Ливии, Советскипе Власти – и только немцы, кажется, собственные приступления признают. Под влиянием чудовищных обстоятельств избавились от параноидального состояния после нахождения в состоянии свсем уже запредельной бесчеловечности. Сегодня избавились. Но навсегда ли?
Отныне Евадбне должно перестать быть символом бесчеловечности гитлеровцев. Оно является символом легкости, с которой бесчеловечными становятся люди повсюду, как только бесчеловечность разрешена или становится безнаказанной. Одни совершают бесчеловечные действия, другие о них молчат, своим молчанием одобряя и поощряя на новые. Не понимая, что, замалчивая преступления против других, они создают благодатную почву для преступлений и ненависти против них, коллективных и индивидуальных, самих.
Можно ли избавиться от легкости, с которой казалось бы цивилизованные люди, деревни, города, страны, народы становятся бесчеловечными? Вряд ли. Наверное это в природе людей. Однако чтобы понять степень реальной опасности, необходимо как минимум прекратить скрывать преступления, совершенные представителями твоего же народа. Потому что преступления, обращенные на других, с легкостью становятся преступлениями, совершенными против своих. Когда звонит колокол по кому-то другому, он звонит по тебе. Индивидуальному и коллективному.
Единственной мерой предотвращения возобновления бесчеловечности ко всем и повсюду (если такие меры вообще существуют) является сострадание к жертвам. Гласность о совершенных преступлениях – даже если они совершались людьми из твоего же народа. А также обличение тех, кто бесчеловечные действия совершал. Неважно кто эти люди – поляки, русские, евреи, французы, украинцы. И так же неважно при этом, принадлежат они к тому же народу, к которому принадлежишь ты, или к другому.
echo.msk.ru /blog/ym4/1189852-echo/ |