МОСКВА, 13 июл — РИА Новости, Сергей Проскурин. Российский ученый выдвинул сенсационное предположение: знаменитый двуликий бог Янус — вовсе не римский. Прийти в Вечный город он мог из Сибири. О том, какие аргументы приводит историк, — в материале РИА Новости.
Смелая гипотеза
Профессор Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) Андрей Бородовский в недавней статье суммировал опыт археологических раскопок в Омской области. И пришел к необычному выводу. Находки последних пяти лет позволяют существенно расширить представления о существовавших на территории Сибири культурах эпохи бронзы, их религиозных верованиях, а главное — их взаимодействии. Среди артефактов особенно выделяются два из Седельниковского района — пара копий с изображением на каждом двух личин, направленных в разные стороны. Их обычно называют "янусовидными" в честь древнеримского бога Януса.
Датируются они XVII веком до нашей эры. В них прослеживаются следы сразу двух культур.
"Сами копья представляют сейминско-турбинскую культурную традицию, которая в эпоху бронзы была распространена от Урала до китайского Синьцзяна. А изображение личин указывает на принадлежность к другой культурной традиции — окуневской", — рассказывает Бородовский.
В Государственном архиве России открылась выставка, посвященная 175-летию императрицы Марии Федоровны под названием «О главном в моей жизни». Открытию выставки был посвящен показанный в воскресенье сюжет в новостной телепрограмме Дмитрия Киселева. В нем продемонстрированы фотографии, на которых английская королева изображена с драгоценностями из заветного сундучка Марии Федоровны.
«Вот, – говорит Дмитрий Киселев, – Елизавета II наблюдает смену почетного караула на Красной площади во время официального визита в 1994 году. На ярко-голубом пальто – брошь из личных драгоценностей императрицы Марии Федоровны. Огромный цейлонский сапфир огранки кабошон в окружении десятков бриллиантов и изысканной жемчужной подвески. Мария Федоровна обожала сапфиры. А Елизавета II – эту брошь. Вот она же двумя годами раньше. Все в тон.
Еще одна сапфировая брошь от Марии Федоровны. Прекрасная работа русских ювелиров. А это мать Елизаветы II королева Мария Текская. На шее – четырехрядный жемчужный чокер с огромным сапфиром. В нем же позже и принцесса Анна – сестра Елизаветы II. Тоже из коллекции Марии Федоровны.
Елизавета II особенно любила брошь «Сапфировый кластер». Источник – тот же. Огранка гигантского сапфира в 130,5 карат – кушон, она же – антик. Теперь в нем щеголяет королева-консорт – жена короля Карла III Камилла. Британский стиль во всей его красе», – с едкой иронией делает вывод Дмитрий Киселев.
А если без экивоков, то англичане грабили всегда и всех и никогда этого не стеснялись. И даже члены их королевской династии любили и до сих пор щеголяют в драгоценностях, которые они, как стервятники, умыкнули из наследства матери трагически погибшего Николая II.
На выставке представлено более 300 документов, рассказывающих о драматической судьбе датской принцессы Дагмар, которая в России под именем Марии Федоровны стала женой Александра III и матерью последнего русского императора Николая II. Ей пришлось пережить смерть жениха, мужа, а затем трагедию революции 1917 года, и гибель сыновей. Покинув Россию на анг
... Читать дальше »
26 сентября 1921 года Россия обратилась к мировому сообществу за помощью
Даже среди «десяти казней египетских» не было такой, с которой столкнулось молодое советское государство в первые годы своего существования. Война, разруха, продразверстка – практически обо всем мы рассказывали на страницах нашего сайта. А сегодня пришла очередь рассказать о страшном голоде 1921-1922 годов, охватившем всю страну. Можно придумывать и выделять самые различные причины трагедии – от стихийных бедствий
и войны до не очень умелых действий вождей молодой республики. Однако факт остается фактом: голод забрал 5 миллионов жизней. Сил справиться с бедой у советской власти не было, и Россия обратилась к мировому сообществу за помощью. Это произошло 26 сентября 1921 года, то есть 100 лет назад.
Правда, о которой все забыли
В 1920 году лето в Поволжье выдалось очень засушливым, урожаи зерновых и овощей сократились в разы, а ведь в это время еще шла война, и армию кормить тоже надо было. По решению правительства проблему должны были решить продотряды, которые проводили продразверстку, то есть забирали у крестьян излишки продукции. К сожалению, законные меры быстро переросли в беззаконный грабеж. Очень скоро крестьяне остались с пустыми амбарами. Местное население ничего не могло сделать против вооруженных отрядов, а любое сопротивление приводило к репрессиям. О злоупотреблениях продотрядов в Москву писали даже местные сотрудники ВЧК. В докладной от 5 января 1920 года Саратовской губчека сообщалось, что при разверстке имеется множество недоразумений, и отряды выметают все зерно без остатка. Растет недовольство крестьянских масс, у которых не остается даже семян для следующего посева.
Президентская библиотека опубликовала на своем сайте наиболее важные рассекреченные документы 1941 года из архива Службы внешней разведки России, свидетельствовавшие о подготовке гитлеровской Германией войны против СССР и занесенные советскими разведчиками в особое дело под условным названием "Затея".
Эту информацию удалось добыть под руководством легендарного начальника советской внешней разведки времен Второй мировой войны Павла Фитина. Во вторник исполняется 85 лет с того дня, как дипломированный инженер Фитин поступил на службу в органы государственной безопасности и отправился на учебу в Центральную школу НКВД СССР. А уже в мае 1939-го Политбюро ЦК ВКП(б) назначило 31-летнего Фитина командиром отечественной внешней разведки.
"Весьма тревожные документы"
Опубликованы фотокопии нескольких документов с 22 апреля по 16 июня 1941 года. Их объединяет общая резолюция, написанная от руки на первой странице: "В дело "Затея".
О существовании дела "Затея" и его предназначении единственный раз открыто упомянул в своих мемуарах, вышедших в 1990-х годах, легендарный разведчик, бывший заместитель Фитина Павел Судоплатов.
Советская внешняя разведка с осени 1940 года начала получать сведения о подготовке Германией планов нападения на СССР. Тогда, по словам Судоплатова, и начали литерное дело под наименованием "Затея", "где собирались наиболее важные сообщения о немецкой военной угрозе".
"В этой папке находились весьма тревожные документы, беспокоившие советское руководство... По этим материалам нам было легче отслеживать развитие событий и докладывать советскому руководству об основных тенденциях немецкой политики", — писал он.
Материалы из литерного дела "Затея" нередко направлялись наверх, Иосифу Сталину и Вячеславу Молотову, добавлял Судоплатов.
Однако какие конкретно сообщения, поступавшие в Москву, шли в дело "Затея", Судоплатов не уточнил. С другой стороны, в свое время был опубликован достаточно большой массив текстов рассекреченных ар
... Читать дальше »
«Полициею узнано, что вчера, в 5-м часу пополудни, за чертою города позади Комендантской дачи, происходила дуель между камер-юнкером Александром Пушкиным и порутчиком Кавалергардского ее величества полка бароном Геккереном, первый из них ранен пулею в нижнюю часть брюха, а последний в правую руку навылет и получил контузию в брюхо. – Г-н Пушкин при всех пособиях, оказываемых ему его превосходительством г-м лейб-медиком Арендтом, находится в опасности жизни. – О чем вашему превосходительству имею честь донесть».
Злая усмешка судьбы – рапорт старшего полицейского врача Петра Юденича, написанного «28-го Генваря 1837-го года» (по старому стилю) о смертельном ранении Пушкина затерялся между донесением «о покусах супругов Биллинг кошкой, подозреваемой в бешенстве» и сообщением о грабеже и отравлении «содержательницы известных женщин».
Петербургская жизнь шла своим чередом, падал снег, скрипели сани, зазывали покупателей разносчики, спешили по своим делам прохожие. И многим было невдомек, что в квартире на Мойке умирал в муках раненый на дуэли великий русский поэт. За 46 часов 15 минут болезни Пушкина у его постели побывало множество людей: родные, друзья, врачи. Медики, коих было множество, почти сразу после ранения оставляли Александру Сергеевичу мало надежд на исцеление…
Обратимся к еще более далекому времени, когда Пушкин был жив-здоров и не помышлял ни о чем плохом.
В конце декабря 1836 года поэт в письме к отцу, Сергею Львовичу, сообщал: «Моя свояченица Катерина выходит замуж за барона Геккерена, племянника и приемного сына посланника голландского короля. Это очень красивый и славный малый, весьма в моде, богатый, и на четыре года моложе своей невесты. Приготовление приданого очень занимает и забавляет мою жену и сестер, меня же приводит в ярость, потому что мой дом имеет вид магазина мод и белья».
"Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака... не брал", — самая знаменитая фраза, когда-либо приписывавшаяся Ивану Грозному. По сюжету фильма "Иван Васильевич меняет профессию" герой Юрия Яковлева возвращается в Москву XVI века, вырванный оттуда безответственными экспериментами инженера Шурика Тимофеева. Если персонажу исторической фантазии Булгакова придать столько же лет, сколько актеру, — 45, то следует вывод: новые испытания еще ждут его впереди. Спустя шесть лет Иван Грозный потеряет сына, вероятно, убитого им самим в припадке гнева. Многие недели монарх будет носить траур, бить поклоны, молиться и все же не примет на себя ответственности за преступление. Для некоторых историков такое поведение царя — знак его невиновности. Уже 150 лет раздаются голоса тех, кто считает, что Ивана обвиняют облыжно.
Все было совсем иначе
Впервые споры о том, ответственен ли русский царь за сыноубийство, вынесли на суд широкой публики в 1885 году. Художник Илья Репин, известный своими остросоциальными полотнами, представил картину "Иван Грозный убивает своего сына", оказавшуюся в буквальном смысле не ко двору. По распоряжению императора Александра III работу мастера сняли с выставки, а ее владельцу, меценату Павлу Третьякову, запретили показывать произведение зрителям. Изображение монарха, обнимающего своего окровавленного сына, некоторым при дворе казалось вызывающим. А один из высших чиновников империи — Константин Победоносцев и вовсе посчитал, что оно антиисторично.
"Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения. <…> Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения идеалов. Прежние картины того же Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта картина просто отвратительна. <...> и нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… [изображенный на ней] чисто фантастический", — писал Александру III Победоносцев.
Аргументы сторонников невиновности Грозного были хорошо известны на исходе XIX столетия. Их главный довод: в русских летописях о причинах смерти Ивана-младшего почти ничего не рассказано. Красочная история, по ходу которой царь сначала бросается на сына, а затем горько оплакивает его, — взята из трактата иезуита Антонио Поссевино "Московия" и иногда дополняется свидетельствами других текстов. Поскольку иностранный гость не имел оснований относиться к Грозному благосклонно, а его миссия в
... Читать дальше »
Чукча-всегда считался героем фольклорных анекдотов, туповатым, любящим огненную воду, полярным аборигеном. Но если обратится к истории, то можно увидеть, что на арктическом побережье чукчи слыли умелыми и неутомимыми воинами и не раз проявляли себя в бою в эскимосо-чукотских войнах о которых остались только предания, проходивших в заснеженной тундре и среди ледяных торосов.
Чукчи и эскимосы встречались в основном для взаимного обмена и торга, обмен всегда носил полувоенный характер, и любой неправильно понятый жест или нечестный торг зачастую приводил к кровавым развязкам.
Набегами чукчей на американское побережье в основном двигала месть за кровь погибших при неудачной торговле соплеменников. Добыча и пленные захватывались, так сказать, попутно. В те далекие времена противника предупреждали о готовящемся нападение, и многое решалось в поединке.
Поединки проходили на натертой салом, натянутой на земле моржовой коже, края которой прибивались осколками костей. Задачей противников являлось опрокидывание или бросок друг друга на острые кости, что очень часто приводило к смертельным исходам.
О военных столкновениях чукчей с эскимосами известно немного, гораздо больше информации о военных подвигах чукчей несут в себе чукотско-корякские войны, окончившиеся лишь в семидесятых годах XVIII в.
Чукчи являлись грозными воинами, их боялись. Например, отряд коряков, насчитывающий 50 воинов, ни за что не осмелился бы напасть на отряд чукчей в 20 человек, несмотря на двойной численный перевес.
Основным оружием чукчей являлись луки, изготовленные из березы или лиственницы, с наконечниками из кости, клыков или камня, тетиву делали из полосок тюленьей кожи или сухожилий. Наконечники стрел смазывались ядом добытым из корней лютиков, от ран нанесенных такими стре
... Читать дальше »
Официальная пропаганда объясняет убийство Троцкого кровожадностью и маниакальным стремлением к власти Сталина.
Однако что же заставило участвовать в операции героя войны с фашизмом, талантливейшего художника Сикейроса, чье имя позже встанет в один ряд с величайшими творцами ХХ века? Что заставило принять участие в устранении Троцкого молодого коммуниста Меркадера, также не жалевшего жизни на фронтах гражданской войны? Почему эти, далеко не худшие люди, как и тысячи других коммунистов по всему миру, желали Троцкому одного – смерти?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться в 1927 год – год работы ХV съезда Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). На этом съезде троцкистская оппозиция в компартии потерпела окончательное поражение. Троцкий, Зиновьев и другие ее лидеры были исключены из ВКП(б). Сегодня принято считать, что исключение из партии видных лидеров оппозиции явилось следствием исключительно аппаратных интриг Сталина. Однако человек, хоть немного знакомый с внутрипартийной борьбой 20-х гг., знает, что это не так. Исключению предшествовала долгая и обстоятельная теоретическая дискуссия о дальнейших путях развития революции в СССР и в мире, о строительстве социализма, о политике в деревне, индустриализации и многом другом. Оппозиция была побеждена прежде всего теоретически, лишь потом к ней были применены административные меры.
Разногласия у большинства российских марксистов с Троцким начались задолго до 1927 года и даже до революции 1917-го. Троцкий занимал тогда беспринципную позицию “между” большевиками и меньшевиками, сколотив свой собственный “Августовский блок”. Тогда еще Ленин вел с Троцким настоящую войну – вот только некоторые его оценки Троцкого: “объединяет всех, кому дорог и люб идейный распад”, “группирует всех врагов марксизма” (1) . Еще тогда Троцкий выдвинул разработанную им вместе с Парвусом теорию “перманентной революции”, которая заключалась в отказе от политики союза рабочего класса и крестьянства, а также в “перешагивании” через общедемократический этап борьбы. Ленин характеризовал эту теорию как полуменьшевистскую, берущую у большевиков революционность, а у меньшевиков неверие в крестьянство. Не стоит и говорить о состоятельности такой теории в мелкокрестьянской России начала ХХ века; троцкистская тактика не могла принести рабочим ничего кроме поражения.
Однако Ленин счел возможным принять Троцкого в 1917 г. в партию большевиков, так как Троцкий выступил в поддержку “апрельских тезисов” – революционной программы Ленина. Но разногласия на этом не прекра
... Читать дальше »