Великобритания обязалась инвестировать 410 миллионов фунтов стерлингов в развитие термоядерной энергетики и подготовила короткий список инженерных и строительных компаний, которые помогут построить прототип термоядерной электростанции в стране.
Инвестиции следуют за объявлением правительства в осеннем бюджете о том, что оно окажет «значительную поддержку» исследованиям и разработкам в области термоядерной энергетики в 2025–2026 годах. По словам правительства, 410 миллионов фунтов стерлингов будут потрачены на разработку прототипа электростанции STEP в Ноттингемшире на месте бывшей угольной электростанции, реорганизацию ныне недействующего термоядерного испытательного реактора JET в Калхэме и финансирование программы Fusion Futures, которая будет способствовать развитию термоядерных навыков и созданию исследовательского центра термоядерного топлива.
Керри Маккарти, министр по вопросам климата Великобритании, сказал: «В прошлом году Ноттингемшир отметил окончание использования угля в нашей стране после 142 лет существования, и сегодня он начинает процесс создания энергии будущего. Мы делаем шаг вперед в глобальной гонке по коммерциализации термоядерного синтеза, развивая нашу экономику, привлекая инвестиции и используя силу солнца для создания чистой безграничной безопасной энергии».
Тем временем пять консорциумов прошли в финальный этап отбора на проектирование и строительство STEP. Два из них претендуют на роль инженерного партнера проекта: Celestial и Phoenix Fusion.
В гонке за строительство STEP участвуют Inovus Infrastructure, ILIOS и Ferrovial Mace.
Теперь они проведут детальные переговоры с UK Industrial Fusion Solutions (UKIFS), дочерней компанией Управления по атомной энергии Великобритании, которая руководит проектированием, строительством и эксплуатацией STEP, после чего партнеры-победители получат контракт к началу 2026 года.
Если термоядерная энергия будет коммерциализирована, она может произвести революцию в энергоснабжении, обеспечивая практически безграничную чистую эн
... Читать дальше »
МОСКВА, 11 янв — РИА Новости. Мозговой имплант от компании Neuralink успешно вживили третьему человеку, заявил американский предприниматель и миллиардер Илон Маск в интервью директору маркетинговой компании Stagwell Марку Пенну, которое транслировалось в соцсети X.
"У нас сейчас три человека с вживленными имплантами Neuralink, и все они хорошо работают", — сказал Маск.По его словам, компания ожидает, что в этом году число пациентов с такими имплантами вырастет до 20-30.
О втором пациенте с чипом в мозгу Neuralink сообщила в августе, отметив, что теперь он может силой мысли создавать 3D-объекты. Маск же выражал уверенность, что будущем использование мозговых имплантов станет нормой жизни.
МОСКВА, 2 янв — РИА Новости, Захар Андреев. Научную фантастику принято относить к "несерьезной" литературе. Однако именно книги о межпланетных путешествиях и роботах послужили идеологической основой для тех, кто прямо сейчас определяет облик будущего. Сегодня — юбилей писателя, который сильнее других повлиял на разработчиков современных технологий, в том числе искусственного интеллекта.
Эмигрант
Дата 2 января 1920-го — условная. Когда родился Исаак Юдович Азимов, точно не знал даже он сам. Дело было в деревне Петровичи Смоленской губернии. Охваченная хаосом Россия запуталась в смене властей и календарей. Новорожденных толком не регистрировали. Дату писатель, уже взрослым, назначил себе сам.
В этом году IBM планирует установить новый рекорд, разработав самый мощный квантовый компьютер из когда-либо созданных, объединив вычислительную мощь нескольких параллельно соединенных квантовых процессоров. Это заявление последовало за успешной демонстрацией соединения двух квантовых процессоров. Ожидается, что такая стратегия позволит достичь рекордного количества обрабатываемых кубитов к 2025 году, а к 2026 году — более 4 000 кубитов.
Квантовые процессоры, или блоки квантовой обработки (QPU), — это основные строительные блоки квантовых компьютеров, позволяющие манипулировать квантовыми битами (кубитами). В некотором смысле они являются квантовым эквивалентом центрального процессора (ЦП) в обычных компьютерах. Около шести лет назад первый QPU, разработанный IBM, был способен обрабатывать 20 кубитов. Сегодня самый большой QPU компании Condor имеет 1 121 кубитов, а начинающий Atom Computing - 1 180.
Начиная уже с этого года, IBM планирует разработать еще более крупные процессоры, способные обрабатывать до нескольких тысяч кубитов. Однако разработка QPU сталкивается с серьезной проблемой: частота ошибок растет по мере увеличения размеров системы. Чтобы преодолеть это препятствие, необходимы надежные системы коррекции ошибок.
Для этого IBM предлагает модульный подход, предполагающий сочетание различных компонентов. «Наша цель — создание квантово-ориентированных суперкомпьютеров», — пояснил Джей Гамбетта, вице-президент IBM по квантовым компьютерным исследованиям, в блоге, посвященном дорожной карте компании на 2025 год. «Квантово-ориентированный суперкомпьютер будет объединять квантовые процессоры, классические процессоры, квантовые коммуникационные сети и классические сети, и все это будет работать вместе, чтобы изменить способ вычислений». Такая стратегия в конечном итоге позволит использовать вычислительную мощь нескольких QPU, подключенных параллельно и работающих как единое целое.
До 4 158 кубитов, обрабатываемых к 2026 году
В ноябре прошлого года команда IBM провела первую экспериментальную демонстрацию двух QPU, соединенных параллельно и работающих как единое устройство. Каждый из них (Eagle QPU) может обрабатывать до 127 кубитов и подключается к другому в режиме реального времени ч
... Читать дальше »
МОСКВА, 29 дек - ПРАЙМ. Группа компаний "РТ-Инвест" (входит в "Ростех") ввела в эксплуатацию первую в России электростанцию, которая будет вырабатывать энергию из переработанного мусора, сообщила госкорпорация.
"Первый из пяти заводов энергоутилизации отходов, построенный в городском округе Воскресенск группой компаний "РТ-Инвест"..., введен в эксплуатацию. Предприятие готово к приему и утилизации отходов и выйдет на полную проектную мощность в первом квартале 2025 года", - говорится в сообщении.
Завод сможет перерабатывать 700 тысяч тонн бытовых отходов в год - так называемые "хвосты", оставшиеся после сортировки и не пригодные для вторичной переработки. Он будет производить 520 миллионов кВт.ч зеленой энергии в год - этого достаточно для обеспечения электричеством 80 тысяч жителей.Всего "РТ-Инвест" строит четыре завода энергоутилизации в Подмосковье, совокупной мощностью 2,8 миллиона тонн отходов в год, а также еще один возводит в Татарстане - мощностью 550 тысяч тонн отходов в год.
Суммарная мощность пяти электростанций - порядка 3,3 миллиона тонн отходов в год. Это не менее 60 миллионов мусорных пакетов ежегодно, которые не будут закопаны на полигонах, а "будут переработаны с пользой для экономики и людей", добавили в "Ростехе". Новые предприятия позволят произвести более 2,2 миллиона МВт.ч зеленой энергии, сократить выбросы углекислого газа (CO2) на 3,8 миллиона тонн в год и повысить качество жизни более 18 миллионов человек.
BAE Systems Australia совместно с компанией Innovaero разработали и испытали инновационный VTOL-самолет (с вертикальным взлетом/посадкой) STRIX. Полномасштабный электрический прототип совершил первый успешный полет в октябре в одном из удаленных районов Австралии.
STRIX — это беспилотный конвертоплан с хвостовым расположением двигателей, представленный впервые на авиасалоне «Авалон» в феврале прошлого года. Он рассчитан как на автономные, так и дистанционно управляемые полеты на большие расстояния.
STRIX оснащен двумя разнесенными наборами крыльев, которые складываются, когда самолет находится на земле, и четырьмя маленькими колесами. Благодаря компактным размерам, аппарат легко помещается в обычный грузовой контейнер для транспортировки.
Для взлета STRIX не требуется ВПП. На месте стоянки он находится под небольшим наклоном вверх. При запуске всех четырех винтов самолет приобретает вертикальное положение, опираясь на задние колеса. После вертикального взлета, набрав нужную высоту, STRIX переходит в горизонтальное положение. Приземление также осуществляется вертикально с последующей опорой на четыре колеса.
В соответствие с планом разработчиков, серийную версию STRIX оснастят гибридной топливной/электрической системой, которая обеспечит перевозку до 160 кг полезного груза на дальность до 800 км.
Китайские исследователи разработали беспилотные летательные аппараты, оснащенные лазерами, способными легко пробивать металл, чего еще никогда не удавалось достичь с помощью бортовой системы. Для достижения этой цели ученые разработали инновационную конфигурацию, основанную на использовании трубок для сбора и отражения лучей от наземных станций. Кроме того, для повышения эффективности системы в нее была встроена антивибрационная система.
Благодаря высокой точности и низкой стоимости одного выстрела оружие направленной энергии, вероятно, получит значительное развитие в ближайшие годы. В таких системах вместо традиционных боеприпасов используются лазерные лучи, микроволны или пучки частиц. В настоящее время этот тип оружия находится в центре внимания большого количества исследований, и на фоне гонки вооружений несколько стран уже добились значительных успехов в этой области.
В новом исследовании, о котором сообщает South China Morning Post, китайская научная группа под руководством исследователя Ли Сяо, разработала беспилотники, оснащенные лазерами беспрецедентной мощности. Подобные лазеры большой мощности требуют тяжелого и громоздкого оборудования, которое обычно устанавливается на больших транспортных средствах, таких как грузовики. Как же Сяо и его команде из Национального университета оборонных технологий удалось адаптировать эту технологию к такой компактной и легкой платформе, как беспилотник?
Наземная станция и бортовые отражательные трубки
Система состоит из наземной станции, которая излучает и направляет лазерные лучи. Это избавляет беспилотник от необходимости нести на себе источник энергии. Каждый беспилотник оснащен системой из двух трубок. Первая трубка собирает лучи, испускаемые станцией, затем передает их во вторую трубку, которая действует как отражатель, направляя лазер на цель.
Специалисты Центра компетенций «Крымский беспилотник» при содействии команды «Барс-Сармат» успешно завершили испытания огневого поражающего комплекса «Горыныч», также известного как «Горыныч 2.0».
Проведенные испытания «Горыныча» подтвердили его высокую эффективность при поражении антенн системы Starlink, различных типов беспилотников противника, а также нарушении оптоволоконных линий связи. Мало того, дрон может заниматься разминированием местности и уничтожать различные наземные объекты — как стационарные, так и мобильные.
Как уточняется, «Горыныч» заправляется различными горючими составами, от которых зависят варианты применения дрона и которые, можно сказать, не ограничены. При этом беспилотник является многоразовым и после перезаправки способен продолжать выполнение задач.
Теперь стало известно о том, что огнеметный «Горыныч» запущен в массовое производство и в ближайшее время начнет поступать в подразделения российской армии.
На Прибалтийском судозаводе «Янтарь» озвучили сроки сдачи российскому ВМФ второго «охотника за коммуникациями» — так за рубежом назвали новейшие российские океанографические исследовательские суда, строящиеся по проектным нормам 22010.
Второе ОИС проекта 22010, получившее имя «Алмаз», было заложено еще в 2016 году, только в 2019-м его спустили на воду и до сих пор судно не покинуло достроечную набережную предприятия. Такую затянувшуюся по времени постройку объясняют импортозамещением и необходимостью согласования российских аналогов оборудования с проектировщиками судна.
Согласно озвученному корабелами плану, до конца 2025 года «Алмаз» будет достроен и пройдет швартовные испытания. Затем, уже в 2026-м, «Алмаз» выполнит заводские ходовые и госиспытания, а передача его в состав российского флота состоится в ноябре 2026 года.
Стоит отметить, что относительно головного «Янтаря», несущего службу с 2015 года, строящийся «Алмаз» претерпит определенные изменения.
К примеру, на втором судне проекта решили отказаться от площадки для вертолета, а взамен наделить его парой глубоководных аппаратов — это раннее базировавшиеся на «Академике Мстиславе Келдыше» аппараты «Мир-1» и «Мир-2». Их дополнят безэкипажные автономные аппараты типа «Русь» и «Консул», которыми эти суда оснащаются по первоначальному проекту.
Суда 22010 проекта строятся в интересах Главного управления по глубоководным исследованиям Минобороны. Они предназначены для исследований мирового океана, включая изучение дна на больших глубинах, а также могут применяться в операциях по поиску затонувших кораблей, судов или объектов, и при решении спасательных задач.
ООН недавно приобрела за 180 000 долларов у компании WASP установку для трехмерной печати домов. С ее помощью можно соорудить бюджетное жилище всего за 1000 долларов, что является приемлемой ценой даже для малообеспеченных слоев населения. Установка будет отправлена в Колумбию, где наблюдается жесткий дефицит жилья.
Важнейшей особенностью 3D-принтера Crane является то, что для работы он может использовать практически любое местное сырье. Это может быть грунт, ил или глина, а в качестве заполнителя допускается использовать отходы сельскохозяйственного производства. Такой подход позволяет отказаться от дорогой логистики для доставки исходных материалов. Кроме того, он прост в монтаже и допускает установку в труднодоступных местах.
Проект Crane WASP был вдохновлен осой-каменщиком, которая строит свои гнезда из грязи. Представители WASP сообщают, что 3D-принтер комплектуется универсальными строительными лесами, которые можно использовать даже на пересеченной местности. При этом несколько принтеров можно объединить для строительства целых деревень в виде сот. Сроки начала строительства не озвучены, но в том, что технология позволит нуждающимся получить собственное жилье, не приходится сомневаться.
Китайские ученые сообщили об успешных испытаниях по проверке выживания земного мха в условиях марсианской атмосферы. Они использовали вид Syntrichia caninervis, который встречается в наиболее негостеприимных местах Земли, от Антарктиды до пустыни Мохаве. Образцы мха благополучно выжили в условиях, которые имитировали пребывание на Марсе в течение 5 лет без какого-либо ухода.
Для колонизации Красной планеты людям в любом случае потребуется высадить на ней множество растений. Они необходимы не как источник пищи, а для переработки углекислого газа и насыщения атмосферы кислородом. Этот процесс растянется надолго, поэтому нужны такие виды, которые способны выживать в суровых условиях без постороннего вмешательства.
Пустынный мох условно съедобен, но пищевая ценность его равна нулю. Также не ясно, насколько эффективно он способен размножаться в условиях Марса и увеличивать площадь покрытия грунта без участия человека. С другой стороны, мох продемонстрировал устойчивость к морозам в -80 ℃, способность переносить обезвоживание и даже ускоренный рост при воздействии небольших доз радиации. Пока что это идеальный кандидат среди всех земных растений для колонизации Марса.
Робот Lynx уже скоро пополнит ряды четвероногих роботов Lite3, X20 и X30 китайской компании DEEP Robotics. В отличие от своих собратьев на концах ног у него имеются колеса.
Замена гусениц колесами позволяет роботу преодолевать сложные участки местности с хорошей скоростью, не теряя устойчивости. Однако при необходимости Lynx может блокировать колеса, став обычным четвероногим роботом. Уникальные двигатели дают возможность роботу преодолевать участки местности с рыхлым грунтом, гравием и асфальтом.
Преодолевая бездорожье с помощью ИИ, Lynx использует сочетание различных режимов — в частности, на двух колесах при спуске со склона и преодолении валунов до метра высотой. Робот может работать в автономном режиме до четырех часов. Уникальная проходимость позволит в дальнейшем использовать его при проведении поисково-спасательных операций, картографировании, инспекции и транспортировке оборудования.
Корейская робототехническая компания Itone по заказу строительной фирмы Posco E&C разработала специального робота для оптимизации заливки бетона. Он получил название Conit Runner, пока это лишь действующий прототип. Робот хорошо зарекомендовал себя, однако вряд ли пойдет в широкое производство из-за строгих требований для его применения.
Бетон всегда заливают слоями, чтобы они успевали просохнуть и затвердеть во избежание появления трещин. Но между слоями слабое сцепление, они могут скользить относительно друг друга, что способно разрушить всю конструкцию. Поэтому во время заливки в бетон вставляют большой объем арматуры, которая мешает сдвигам — но при этом создает дополнительную статью расходов.
Альтернативный подход – создание на поверхности нижележащего слоя канавок и выступов, чтобы новый слой бетона мог проникать в них и тем самым сцепляться с нижним. Это позволяет существенно экономить на арматуре, но требует дополнительного труда, что тоже затратно. Робот Conit Runner должен автоматизировать этот процесс, создавая при движении по поверхности бетона канавки при помощи двух колес-валов шириной 381 мм.
Особенность робота в том, что он самостоятельно ориентируется на бетонном поле при помощи ультразвуковых датчиков, лидара и камер. Он не только объезжает арматуру, но и одновременно инспектирует состояние самого бетона. Материал должен иметь достаточную прочность, чтобы выдержать вес 10-килограммового робота, но при этом оставаться мокрым и мягким, чтобы в нем можно было проделать канавки глубиной до 6 мм. При соблюдении этих условий достигается экономия арматуры в 30%, а время заливки бетона сокращается на 85 %.
Археологи обнаружили в гробнице на северо-западе Сирии то, что, по-видимому, является древнейшим алфавитным письмом на глиняных цилиндрах, датируемом 2400 годом до нашей эры. Этот вид письма на 500 лет раньше всех известных форм алфавитного письма, что ставит под сомнение общепринятые гипотезы об их происхождении и распространении среди различных городских цивилизаций.
Письменность — одно из величайших достижений человеческой цивилизации, позволяющее хранить и передавать информацию в течение длительного времени. К самым ранним системам письма относятся египетские иероглифы и месопотамская клинопись. Эти системы включают сотни символов, обозначающих слова или слоги, но не отдельные звуки.
Алфавитное письмо появилось тысячи лет спустя, чтобы упростить предыдущие системы и улучшить их доступность. «Буквы алфавита сделали письмо более доступным для широких слоев населения, не ограничиваясь королевской властью и социальной элитой. Алфавитное письмо изменило образ жизни, мышления и общения людей», — объясняет Гленн Шварц, археолог, обнаруживший сирийские глиняные цилиндры, в сообщении в блоге Университета Джона Хопкинса.
Алфавиты разбивают слова на простые гласные и согласные и обычно содержат от 20 до 40 символов. Согласно общепринятой гипотезе, первый алфавит появился около 1900 года до н. э. в древних семитских общинах, населявших Синайский полуостров на территории современного Египта. Этот так называемый «протосинайский» алфавит был основан на буквах, полученных из иероглифических символов.
Однако открытие Шварца говорит о том, что первая алфавитная система письма появилась гораздо раньше, чем считалось ранее, и в сообществах, расположенных далеко от Египта. «Это новое открытие показывает, что люди экспериментировали с новыми коммуникационными технологиями гораздо раньше и в другом месте, чем мы предполагали ранее», — говорит он.
Простая морфология сродни алфавиту?
Шварц и его коллеги из Амстердамского университета в течение 16 лет вели раскопки в Тел
... Читать дальше »
С 2018 года китайская мотоциклетная компания Benda сделала себе имя благодаря своим поразительно современным взглядам на круизеры. Интересно, что его мотоцикл наименьшей вместимости, пожалуй, самая агрессивная маленькая 250-кубовая машина на выставочной площадке EICMA в этом году.
Наполеонбоб с сомнительным названием Napoleonbob 250 — это современный боббер с множеством продуманных элементов дизайна, на которые можно пускать слюни. Посмотрите за классические плавающие одноместные сиденья, плоский руль и детализированный V-образный двигатель, и вы заметите то, что кажется мускулистой балочной вилк
... Читать дальше »
Грибок вида Phanerochaete velutina оказался на удивление «умным» для данного типа живых существ. Группа японских ученых под руководством доцента кафедры лесной экологии Университета Тохоку Ю Фукасавы обнаружила у этого грибка признаки базового интеллекта. В частности, он способен распознавать форму объектов, запоминать эти сведения и передавать по всей грибнице.
Во время экспериментов с P. Velutina ученые раскладывали на местности бруски персиковой древесины, которой питается грибок. Они меняли расположение брусков и наблюдали, как грибок будет их искать и поедать. Ранее считалось, что грибок просто распространяется во все стороны, куда может, и съедает то, что ему попадется на пути.
Реальность оказалась куда занятнее. Так, если бруски располагались по окружности, то грибок даже не пытался проникнуть в ее центр – он каким-то образом понимал, что там пусто. Напротив, если бруски укладывались крест-накрест и в виде других пересекающихся фигур, грибок целенаправленно опутывал их все. То есть, как-то распознавал, что контакт с одним бруском в данном случае приведет к переходу на другой без лишних движений и затрат энергии.
Самое удивительное здесь то, что из-за предельно простого строения грибка у него нет ничего наподобие сложной нервной системы. Это своего рода биологический компьютер, но построенный на очень примитивной органической базе, из-за чего непонятно, как все это вообще работает. Изучение этого направления может раскрыть тайну, как заведомо «безмозглые» организмы могут использовать свой нестандартный интеллект в практических целях.
Австрийский каскадер и новатор в области полетов на вингсьютах Петер Зальцман установил сразу три мировых достижения. После трех лет разработок и испытаний совместно с командой Red Bull Advanced Technologies и коллегой Андреасом Подлипником он совершил полет на вингсьюте принципиально новой конструкции. Его отличает наличие второго, жесткого крыла, расположенного под пилотом для придания системе большей стабильности и подъемной силы.
Важный момент – ранее Зальцман уже ставил рекорды на вингсьютах с двигателями, но теперь он сосредоточился на пассивных системах. Задача в том, чтобы человек мог самостоятельно подняться со всем оборудование на горный склон, откуда и совершить прыжок, переходящий в планирование. Это отдельная категория полетов, которая отличается от прыжков с использованием самолетов или иной техники.
Крыло изготовлено из спрессованного в вакууме пенопласта. Оно весит всего 5,45 кг, имеет ширину 2,1 м, но переносится и собирается одним человеком. 24 октября Зальцман поднялся на гору Юнгфрау в регионе Интерлакен в Бернских Альпах, облачился в снаряжение и прыгнул с высоты 4063 м. Он намеренно падал почти до конца склона, чтобы набрать нужную скорость перед переходом в планирование с приземлением в деревне Лаутербруннен.
Этим прыжком Зальцманн установил сразу три мировых рекорда. Первый и главный – его полет продлился 5 минут и 56 секунд против прежнего достижения в 3 минуты и 20 секунд. Тем самым подтвержден успех концепции вингсьюта с жестким опорным крылом. Второй рекорд — в дальности полета, которая составила 12,7 км против прежних 7,5 км, что тоже указывает на успешность затеи. Третье достижение — в преодолении перепада высоты при прыжке с вингсьютом, которое составило 3402 м.
Не исключено, что данная разработка произведет революцию в полетах на вингсьютах. Сейчас отличным уровнем считается коэффициент 2,6-2,8, редко 3, когда на один километр падения вниз приходится три километра полета вперед. Новая конструкция сходу подняла эту планку до 3,7, что не только увеличивает дальность полета, но и позволит летать там, где ранее это было опасно или не интересно из-за особенностей рельефа.
Используя режим «полного автономного вождения», встроенный в автомобили Tesla, один из водителей посреди ночи совершил жесткое столкновение с оленем на дороге, при этом автомобиль не сбавил скорость и не остановился после столкновения. Хотя водитель не уточнил, какой именно моделью он управлял, этот инцидент указывает на серьезную неисправность в системе автономного вождения марки, которая может поставить под угрозу жизни автомобилистов.
В понедельник вечером водитель Tesla Пол С опубликовал снимки и видео своего автомобиля после жесткого столкновения с оленем на платформе X (бывший Twitter, заблокирован в РФ). Хотя он утверждает, что в момент аварии использовал программное обеспечение «полного автономного вождения» (FSD), встроенное в его автомобиль, машина не сбавила скорость, даже когда обнаружила животное. Фотографии передней части автомобиля показывают треснувший бампер и капот, который имеет вмятины и наклонен примерно на 1 см в сторону лобового стекла.
Лобовое стекло также треснуло от удара животного. «Это бедное создание могло легко пройти через лобовое стекло, отправив меня к предкам. Но оно выдержало. Потрескалось, поцарапалось, но выдержало!» — написал водитель в своем посте. Что еще более удивительно, так это то, что автомобиль не остановился, несмотря на силу удара, и поехал дальше как ни в чем не бывало. «Какой сюрприз после дюжины ложных остановок каждый день», — сказал владелец.
Неисправная система автономного вождения
Программное обеспечение FSD компании Tesla полагается исключительно на камеры, расположенные спереди, сзади, слева и справа от автомобиля, чтобы обнаружить препятствия. В отличие от конкурентов Tesla, в дополнение к камерам используются радарные системы, такие как Лидар, которые используют лазерные импульсы для создания трехмерных карт окружающей среды автомобиля.
Говорят, что Маск (генеральный директор Tesla) сознательно решил не интегриро
... Читать дальше »
Проведя детальный геномный анализ Hypsibius henanensis, недавно открытого вида тихоходок, исследователи обнаружили три ключевых молекулярных механизма, участвующих в их устойчивости к экстремальной радиации. Предполагается, что эти механизмы вызывают процессы защиты от свободных радикалов и ускоренного восстановления ДНК, что, вероятно, обусловливает их удивительную способность к эволюционной адаптации.
Тихоходки, также известные как водяные медведи, — это крошечные экдизозоаны (микроскопические беспозвоночные), насчитывающие почти 1500 видов и славящиеся своей устойчивостью к экстремальным условиям окружающей среды. Впервые обнаруженные в 1773 году, они могут жить до 60 лет в оптимальных условиях и до 30 лет без пищи и воды. Они выдерживают широкий диапазон температур, от -272°C до 150°C, и могут выживать в течение нескольких десятилетий при -20°C.
Благодаря этому их можно встретить в таких экстремальных и разнообразных средах, как Антарктида и Марианская впадина (где давление приближается к 1200 атмосферам). Эксперименты показали, что они также могут выживать в вакууме космоса и выдерживать ионизирующее гамма-излучение до 5 000 грей, что в 1000 раз превышает смертельную дозу для человека.
На протяжении десятилетий ученые пытались расшифровать биологические механизмы, лежащие в основе этой устойчивости к экстремальным условиям. Однако механизмы, отвечающие за устойчивость к радиации, остаются практически неизвестными. Исследователи из Университета Циндао (Китай) проливают новый свет на механизмы радиоустойчивости благодаря детальному молекулярному анализу H. henanensis, недавно открытого вида. «Устойчивость к экстремальным условиям окружающей среды таких экстремофилов, как тихоходки, — это кладезь неизученных молекулярных механизмов стрессоустойчивости», — пишут авторы исследования, опубликованного в журнале Science.
Сейчас в космосе находятся сразу две орбитальные станции: МКС и «Тяньгун». И если Международная космическая станция — проект, существующий очень давно, то «Тяньгун» создан буквально «вчера». Чем же они отличаются, учитывая, что между ними 20 с лишним лет.
История проектов
Дата создания: МКС — 1998 год, «Тяньгун» — 2021 год.
МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 16 стран: Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Создание станции началось в 1998 году с вывода на орбиту функционально-грузового блока «Заря». Затем один за другим к нему присоединили несколько российских модулей, а также американских, японских и европейских, которые тоже принято относить к американскому сегменту станции.
Станция внесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой объект, построенный человеком — его общая стоимость составляет более 150 миллиардов долларов.
Работают на станции представители Роскосмоса, НАСА, Европейского космического агентства и других организаций.
Китай войти в их число не может — Конгресс США запретил НАСА любое сотрудничество с КНР. Поэтому Поднебесной пришлось приступить к собственному космическому проекту. Так появился «Тяньгун» («Небесный дворец»). Началом его стали две орбитальные станции, функционально похожие на советский «Салют» — они выступили в роли испытательных лабораторий, на которых были отработаны технологии сближения и стыковки, а также функционирование систем жизнеобеспечения экипажа. Сама станция была построена в 2021 году.
Размеры и компоновка
МКС: длина — 109 метров, вес — 450 тонн. «Тяньгун»: длина — 55 метров, вес — 77 тонн.
То есть МКС больше «Тяньгуна» почти в два раза по длине, а по весу — в пять раз. В первую очередь это объясняется тем, что
... Читать дальше »