Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо) – образ характерный для мифологического сознания всех народов планеты. В образе Мирового древа, раскрывается универсальная концепция мироздания, центр Космоса. Трехуровневая система мироустройства, с центральной осью (деревом, столбом, горой, рекой и т. д.)
засвидетельствована практически повсеместно, как: «древо жизни», «древо
плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо»,
«шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания». Возможны и более
редкие варианты: «древо смерти», «древо зла», «древо подземного царства
(нижнего мира)», «древо нисхождения». Древо мира – это еще и: «ось
мира» (axis mundi), «мировой столп», «мировая гора», «мировой человек»
(«первочеловек»), храм, триумфальная арка, колонна, обелиск, трон,
лестница, крест, цепь и т. п. Образ Мирового древа присутствует в различных текстах: в сказках, баснях и поговорках, в поэзии и мифах. Мировое древо, так или иначе, отражено в культуре и искусстве: в играх и хореографии, в живописи, орнаменте, скульптуре и памятниках, планировке поселений и архитектурных сооружениях (прежде всего культового характера); а также в обрядах и ритуалах, в философии и науке. Прямо или косвенно, образ Центра мира зафиксирован в основе всех существующих и существовавших цивилизаций и считается одним из самых древних символов, берущих начало на заре времен, в эпохе зарождения человечества. Образ Мирового древа играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры. Он сложился в те времена, когда наши предки осознали, что пространство – это не только «вперед» и «назад», «влево» или «вправо», но это еще и «вверх» и «вниз», т. е., когда произошла вертикальная структуризация космоса. Вполне возможно, что это произошло еще в каменном веке. По крайней мере, наиболее древние из свидетельств, оставленных нам древними в виде наскальных рисунков и т. п., уже несут в себе структурированные образы объемной вселенной или фиксированного центра. Проблема в том, что «о том, что было», сегодня мы можем только догадываться. Самые дальние свидетельства о наличии цивилизации, датируются возрастом 4-5 тыс. лет до н.э., а самые древние свидетельства существования человеческой культуры — 40 тыс. лет до н.э. Это то, о чем
говорит наука. Но, наука может ошибаться. Вполне достоверные сведения
дают только археологические раскопки. Но, что можно раскопать, скажем, в Антарктиде (там, где многие «эзотерики» позиционируют существование затерянной в веках древней цивилизации и культуры). Никто не может ничего сказать, пока не перероют этот континент. А что можно сказать о древних народах, не знавших металла или, скажем, о живших на деревьях? Может быть, они были (в культурном плане, социальной организации, науке, магии) не менее развиты, чем мы с вами? Но, все истлело, все обернулось в прах, и сегодня, мы ничего не знаем о своих предшественниках. Может быть, это и к лучшему? По крайней мере, сохраняется иллюзия «девственности», так ныне взлелеянного, научно-технического прогресса. В средние века схема Мирового древа широко использовалась как средство иллюстрации целого, состоящего из многих элементов, иерархизованных в нескольких планах: «генеалогическое (родословное) древо», «алхимическое древо», «древо любви», «древо души», «древо жизненного пути» и т. п. Позднейшие варианты таких схем широко применяются в современной науке (лингвистика, математика, кибернетика, химия, экономика, социология и т. д.), т. е. там, где рассматриваются процессы «ветвления» из некоего единого «центра». Многие схемы управления, подчинения, зависимостей и т. п., используемые в настоящее время, восходят к схеме Мирового древа: изображение структуры власти, социальных отношений, состава частей, образующих государство, системы управления и т. п. По вертикали, мировое древо разделено на три части: корни, ствол и крону. Каждая из частей, традиционно соотносится с одним из миров, а также с классом существ, живущих в нем. С верхней частью Мирового древа (ветви) связываются птицы (часто две — симметрично или одна — на вершине, нередко — орёл); со средней частью (ствол) — копытные (олени, лоси, коровы, лошади, антилопы и т. п.), изредка пчёлы, в более поздних традициях и человек; с нижней частью (корни) — змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, иногда медведь или фантастические чудовища хтонического типа. В шумерской версии эпоса о Гильгамеше, упоминается дерево хулуппу: в корнях — змея, в ветвях — птица Анзуд, посредине — дева Лилит. В сюжете т. н. основного индоевропейского мифа также обыгрывается вертикальная структура Мирового древа: бог грозы, находящийся на вершине дерева (или горы), поражает змея у корней дерева и освобождает похищенный змеем скот, богатство (средняя часть дерева). Египет ский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею под сикоморой. Герой сказок спасается от дракона, забравшись на Мировое древо, и орёл выносит героя из нижнего мира. У народов Сибири представления о шаманском дереве, прорастающем через все миры вселенной, прослеживаются практически во всех регионах. Согласно построениям В. П. Топорова, мифология всех народов в прошлом отражала понятия о строении вселенной, состоящей из трех сфер, воплощением ее было мировое дерево.
Образы мирового древа характерны для
народов всего мира. Мировое древо (древо жизни) придавало форму мировому
пространству: оно растет в центре мира (из «пуповины морской» – на острове посреди океана, на камне Алатыре), чаще всего это «булатный дуб», но может быть и береза, яблоня, явор и др.; крона его достигала неба, корни опутывали преисподнюю. Оно делило мир на три зоны: небесную, где в его кроне гнездились соколы и другие птицы, срединную земную, облюбованную пчелами, и нижнюю, подземную, где обитают бобры и другие подземные твари. Дуб, как олицетворение мирового древа, был предпочтительней в силу своих качеств: мощи, твердости, долголетия, стойкости листвы, желтевшей лишь поздней осенью. Неудивительно поэтому, что именно дуб стал деревом Перуна и символом
мужского начала. Отголоски этого слышны у А. С. Пушкина в поэме "Руслан
и Людмила": "У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...". Иногда мировое древо заменялось другой «осью» мироздания – «золотой горой», столпом («брус во всю Русь»). Вертикальная ось мира соединяла триаду: преисподнюю (загробный мир), землю (срединный слой) и небо. Мировая ось связывала воедино также и горизонтальное пространство, в особенности четыре стороны света. В древнерусских заговорах, к примеру, постоянно упоминается обращенность «на все четыре стороны»: «На море на Океяне, на острове Буяне стоит дуб… И мы вам помолимся, на все четыре стороны поклонимся»; «…стоит кипарис-дерево… заезжай и залучай со всех четырех сторон, со стока и запада, и с лета и севера: идите со всех четырех сторон… как идет солнце…» и др. Идею кругового охвата пространства олицетворял и Збручский идол, в котором под одной шапкой были объединены четыре лика божеств, обращенных на четыре стороны света. Наибольшее внимание и в текстах, и в изображениях мирового древа уделялось срединному – земному – слою, наполнявшемуся людьми и животными. По наблюдениям исследователей, от вертикального мирового древа отходили как бы горизонтальные малые мировые древа. Кроме того, встречались и «перевернутые» мировые древа, у которых вместо кроны были корни, а ветви уходили под землю, в загробный мир. Так, в древнерусском заговоре звучало: «На острове на Окияне на острове
Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями».
Перевернутое мировое древо знаменовало ось загробного мира, который
зеркально отражал устройство мира земного. После христианизации в народных представлениях русских функцию мирового древа взяло на себя райское древо жизни, которое, в свою очередь, часто путали с древом познания добра и зла. В апокрифической «Книге Еноха» говорилось, что Бог почивает на древе жизни, растущем в центре Рая. Связь Бога с древом жизни перекликалась со связью Христа с крестом, процветшим после его распятия. Иногда в космологических представлениях Древней Руси ось мира вместо мирового древа обозначалась огненной рекой, достигающей в высоту неба, а в глубину – преисподней. Как считает ряд исследователей, образ огненной реки старше мирового древа, так как первоначально мир мыслился: «стоящим «на воде высокой», опирающейся на камень, который держат четыре золотых кита, плавающих в огненной реке». В дальнейшем, по наблюдению Б. А. Успенского, «в одних случаях огненная река в древнерусской письменности и фольклоре отделяет тот свет от этого (причем в христианских терминах тот свет может отождествляться с раем, а сама огненная река пониматься как ад), то в других случаях она разделяет рай и ад». Огненная река выполняла функцию связи мира живых с миром покойников – по ней мертвецы плывут в загробную жизнь либо переправляются через нее по мосту, который, как правило, тоньше волоса. По наблюдениям этнографов, в отдельных регионах России (например, в Вологодской губернии) река на тот свет называлась «Забыть-рекой», поскольку после переправы через нее умершие забывают свою земную жизнь и становятся полноправными жителями царства мертвых. Горизонтальная структура Мирового древа образуется самим деревом и объектами по сторонам от него. Отчётливее всего она обнаруживается в связи со стволом. Обычно, по обе стороны от ствола
находятся, чаще всего симметричные, изображения копытных или
человеческих фигур (боги, мифологические персонажи, святые, жрецы,
люди). Такого рода композиции довольно прозрачно выступают и в более позднее время — в произведениях христианского и буддийского искусства. Шаманские бубны у лапландцев и других северных народов, несут на себе изображения горизонтальных осей сторон света и главную
вертикальную направляющую Мировую Ось. Горизонтальные направления могут
быть персонифицированы образами мифологических персонажей или ветров.
Например, у ацтеков: бог востока (красный), бог севера
(чёрный), бог запада («пернатый змей», (белый), бог полуденного солнца
(синий). «Четыре Перкунаса», «Четыре евангелиста», четырёхликие
божества. (лики Збручского идола, глядящие по сторонам света и т. д.). Эта же схема Мирового древа постоянно повторяется в ритуальных формулах: «Я вышел, на четыре стороны, я принёс жертву» («Сказание о Гильгамеше») или «Мы вам помолимся, на все на четыре стороны поклонимся»; «… стоит кипарисдерево…; заезжай и залучай со всех четырёх сторон со стока и запада, и с лета и сивера: идите со всех четырёх сторон… как идёт солнце и месяц, и частые мелкие звёзды»; «У этого океана-моря стоит дерево карколист; на этом дереве карколисте висят: Козьма и Демьян, Лука и Павел». Та же четырёхчастная схема, как известно, лежит в основе
культовых сооружений, сохраняющих ориентацию по сторонам света:
пирамида, зиккурат, пагода, ступа, церковь, шаманский чум, менгиры,
дольмены, кромлехи и т. п. Горизонтальная структура Мирового древа моделирует не только страны света, но и времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь), цвета, элементы мира. В конце концов, само Мировое древо, в известном смысле и в определённых контекстах, является моделью культуры в целом, своего рода «древом цивилизации» среди природного хаоса. Его образ выступает как посредник между вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) и является местом их пересечения, и т.о. гарантирует целостный взгляд на мир, определение человеком своего места во вселенной. Образ Мирового древа – это символ символов, это архетип центра, стабильности и организации, порядка бытия. -------------------------------------------- ИТАК: Дерево Жизни или Мировое Дерево
воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть Древом Познания,
Древом Плодородия, Древом Желания, Древом Восхождения - с земли на
небо, или в подземный мир. Дерево Жизни играет организующую роль в любой
древней мифологической системе, являясь своего рода системой координат,
в которую вписываются остальные компоненты или их символы. Корни
Дерева Жизни глубоко проникают в подземный мир. Его ствол, словно мост,
протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких
небесных сфер, достигая загадочного мира истоков всего сущего, где живут
боги и звезды. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого
происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса. Ствол этого Древа
является осью пространства и времени, его соки - это небесная роса,
животворный напиток, дающий возможность возрождения. Тот, кто вкушает
плоды его, становится бессмертным, пробуждая в себе, человеке-материи,
человека-духа. Оно является доминантой, определяющей формальную и
содержательную организацию вселенского пространства. Образ Дерева
настолько мощный, что, буквально, пропитывает все времена и культуры,
видоизменясь незначительно, но сохраняя свой жизнеорганизующий смысл:
центральная ось мира, соединяющая Небо и Землю; Вселенная и ее процессы
вечного обновления; циклы жизни, смерти и возрождения; человек и его
путь к духовным высотам; сокровенная Мудрость и таинство законов Бытия.
Дерево Жизни, как принцип организации, охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса.
Источник |