Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин на полях Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) рассказал в интервью РИА Новости о недостатках Болонской системы образования, важности морально-нравственного воспитания детей, и почему нужно ограничить показ сцен насилия на ТВ. Беседовала Дарина Хануна. – Выступая на Петербургском молодежном юридическом форуме, вы подняли тему образования, и ваше выступление, без преувеличения, всколыхнуло общественность – было много положительных отзывов в сети. Расскажите, в чем проблемы и недостатки нашего образования сейчас?
– Проблемы в том, что мы последние 30 лет перенимаем западные ценности во многих сферах и следуем им. Это касается и образования. Присоединившись к Болонской системе, мы получили совершенно новые подходы к подготовке кадров. Человек, получивший одну специальность, мог пойти в магистратуру по совершенно другой специальности. Полагаю, что качество образования при этом существенно страдает. Особенно, когда речь идет о фундаментальной юридической науке. Западный подход к обучению – это оказание образовательных услуг. И, к сожалению, у нас многие учебные заведения идут по этому пути. Процесс превращается в формальное "скармливание" человеку неких знаний и выдачу диплома. Я уже не говорю про учебники. Ко многим изданиям приложили руку люди, обучавшиеся на Западе. Как следствие, в новых учебниках могут отсутствовать такие значимые события Великой Отечественной войны, как блокада Ленинграда и Сталинградская битва, приуменьшаться роль СССР в победе над фашизмом. И это лишь один пример. В итоге выпускники школ не знают историю своего народа и не воспринимают себя в достаточной мере частью российского общества и культуры. Скорее, они впитывают в себя какие-то чуждые нам черты, привычки, нормы морали и нравственности, и, как следствие, наша национальная идентичность размывается под воздействием этих факторов.
– Можно ли говорить о том, что многие негативные процессы в нашем обществе, в которые вовлечена молодежь, связаны с такой системой образования?
– Для обучения и воспитания будущих следователей создана система ведомственного непрерывного образования, которой, кстати, в 2020 году исполнилось уже 10 лет! Это кадетские классы и корпуса, затем учеба в академиях Следственного комитета. Мы пошли по пути специалитета, и после пяти лет обучения и получения дипломов специалистов в ведомственных вузах СК России наши выпускники уже имеют хорошую теоретическую базу и даже определенный практический опыт, что позволяет быстро войти в рабочий ритм и эффективно расследовать уголовные дела. В этой части мы стараемся следовать традициям отечественного образования, которые закладывались десятилетиями. – Вы упомянули, что образование — это не только учебники, но и воспитание?
– Все верно, я в этом убежден. Полноценная учеба – это не только теоретические знания, но хорошая возможность получить жизненный опыт. Если мы будем держать людей в аудиториях и заставлять лишь зубрить материал, этого недостаточно. Им трудно будет приспособиться к жизни и новым условиям при выходе на работу. И мы в наших учебных заведениях делаем все возможное для участия обучающихся в общественной жизни. Это и патриотические акции, и изучение истории, и, конечно же, помощь людям. Тем самым мы даем не только знания, но и воспитываем человеческие ценности, укрепляем духовность в ее традиционном для нас понимании.
– Кому конкретно помогают ваши воспитанники?
– Активно продолжать реформирование системы школьного образования. Усилить его воспитательный потенциал, для чего необходимо повысить престиж профессии педагогов и разработать стандарты, отвечающие современным требованиям. Кроме того, принять дополнительные меры по защите молодежи от информации, угрожающей ее благополучию, безопасности и развитию. Помимо этого, необходимо ввести ограничения на демонстрацию на общедоступных федеральных каналах сцен насилия, жестокости, различных проявлений аморализма и безнравственности, исключить различные ток- и реалити-шоу, десоциализирующие молодежь и пропагандирующие деструктивное поведение.
Необходимо широко применять для профилактики правонарушений в молодежной среде, выявления групп риска психологическое тестирование учащихся образовательных учреждений.
– Насколько остро сегодня стоит вопрос информационной безопасности детей и подростков?
– Известно, что современный российский уголовный процесс на стадии судебного разбирательства в части копирует англо-американскую модель чистой состязательности. Суду отведена роль пассивного наблюдателя, когда, исследовав представленные сторонами доказательства и выслушав их мнение, судья выносит решение, основываясь на силе логической аргументации позиции каждой из сторон. Подчеркну, что следователей Следственного комитета я всегда нацеливаю на поиск истины. Но процессуальная обязанность поиска правды по уголовному делу должна быть и у суда, так как именно он обязан обеспечить справедливость правосудия.
Думаю, ясно и то, что судебный приговор должен быть основан на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств совершенного деяния. Такой подход имеет историческую основу. Он существовал в Уставе уголовного судопроизводства Российской империи 1864 года, в УПК РСФСР 1922 года, УПК РСФСР 1960 года. Остается только сожалеть, что важнейшие идеи и ценности уголовного судопроизводства, определившие правовые традиции не только российского, но и европейского уголовного процесса, не были востребованы составителями Уголовно-процессуального кодекса 2001 года. Крайне досадно, что принятие этого кодекса стало попыткой отказаться от наших традиционных ценностей в пользу чуждой нам англо-американской модели уголовного процесса, путем механического ее насаждения на почву отечественной правовой системы. В итоге действующий УПК тяготеет к чистой состязательности, в которой суду отведена роль пассивного наблюдателя за противоборством сторон, где судья выносит приговор, основываясь на тех доказательствах, которые ему представлены, и, проще говоря, в пользу той стороны, которая была более убедительной. По большому счету истина здесь задвинута на задний план, да и закон не предписывает познавать ее, а быстро разрешить спор между сторонами.
К сожалению, законопроект об объективной истине так и не был рассмотрен Государственной думой. Но мы эту тему не оставляем, и надеюсь, что принцип установления истины по уголовному делу вернется в наш отечественный уголовный процесс и найдет поддержку у законодателей.
– А если мы говорим о работе следователя, что, по-вашему, самое важное?
В академиях Следственного комитета основной упор, безусловно, сделан на профильную подготовку к следственной деятельности. Нам важно подготовить специалиста, который быстро адаптируется к системе и будет эффективно работать. У нас сильный преподавательский состав с большим практическим опытом работы, хорошая база, криминалистическая техника и полигон. Поэтому обучение в ведомственных вузах наиболее эффективно для подготовки и переквалификации сотрудников следственных подразделений. От грамотных и умелых действий следователя зависят судьбы людей. В ближайшем будущем ребята, окончившие наши ведомственные учебные заведения, смогут составить достойную конкуренцию и покрыть кадровые запросы ведомства как минимум на 90%.
– Скажите, а сейчас есть ли дефицит кадров в ведомстве?
– Нет, дефицита кадров нет. Несмотря на то, что наше ведомство – одна из самых молодых государственных структур, по мере повышения общественного престижа нашей профессии в ряды ведомства вливается все больше молодежи. Опять же многие выпускники юридических вузов и высших учебных заведений СК России стремятся поступить на службу в ведомство. Но далеко не каждый кандидат будет принят – мы предъявляем высокие требования к будущим следователям, в ведомстве организована сложная многоступенчатая система проверок.