Примерно в 1521 году швейцарский бродяга оседает в Константинополе, где, по свидетельству другого знаменитого ученого того времени Яна ван Гельмонта, погружается в алхимические опыты. Здесь, по утверждению ван Гельмонта , Парацельс получает философский камень и панацею. И в этом же году отправляется, по преданию, в Московию. С философским камнем.
Почему путь швейцарца лежит именно в Россию? Успешного алхимика, совершившего Великое делание, с триумфом бы встретили лучшие университеты Европы, а монархи Старого Света готовы были бы гарантировать бесконечную синекуру при собственных дворах.
На этот вопрос сегодня мы, увы, ответить не можем. Но точно можно сказать, что у Парацельса был сильнейший мотивирующий фактор, чтобы отправиться в тогдашнюю периферию цивилизации.
Не исключено, что швейцарец прибыл в Москву из Константинополя в составе группы греческих или итальянских специалистов – инженеров, архитекторов, медиков. Сын византийской принцессы Софьи Палеолог, московский государь Василий III, наводнил почти всю территории бывшей Византийской империи и Италии своими рекрутерами, в задачу которых входило ангажировать лучших местных профессионалов на великокняжескую службу.
Некоторые биографы Парацельса утверждают, что алхимик был принят лично Василием III и что между ними возникла взаимная симпатия. Есть гипотеза, что «худородного немца» специально пригласили в великокняжеский дворец с целью решить одну важную, но стратегическую проблему в молодом Русском государстве. Дело в том, что супруга Василия, царица Соломония, страдала бесплодием, и, вероятно, «призыв» швейцарского светила медицины (да и еще получившего философский камень) должен был помочь Рюриковичам продолжить династию.
Но не получилось… Сложно сказать, что стало причиной неудачи: либо не «сработал» философский камень, либо проблема была сильнее гения Парацельса, либо важной миссии помешал злой рок. Дело в том, что 30 июля 1521 года в Кремль ворвались войска крымского и казанского ханов. Василий III бежал в Волоколамск, а Парацельсу повезло меньше: алхимик стал пленником. Причем личным пленником хана.
Дальнейшая хронология жизни Ауреола Теофраста Бомбаста противоречива: одни биографы говорят, что ученый стал чуть ли не лучшим другом хана, набрался мудрости от придворных ханских лекарей и благополучно вернулся в Константинополь, сопровождая ханского сына, другие утверждают, что Парацельсу удалось бежать из плена и через Литву вернуться в «цивилизованную» Европу.
Собственно, это не так уж и важно. Миссия, если она, конечно, существовала, провалилась. Соломония так и не родила наследника: в 1525 года Василий III получил развод, бывшая царица отправилась в монастырь, а ее место заняла литовка Елена Глинская, будущая мать Ивана Грозного.
Ну а Парацельс, заслужив репутацию самого мудрейшего ученого своего времени, в 1541 году был зарезан в одной из темных подворотен города Зальцбург.
«Загадочное» предсказание