Беспилотные летательные аппараты стали неотъемлемым атрибутом передовых армий мира. Спектр их применения с каждым годом расширяется. Однако многим странам, а также партизанским вооруженным формированиям и террористическим группировкам современные дорогие дроны не по карману. Как известно, голь на выдумки хитра. В ход идут примитивные боевые коптеры. «Армейский стандарт» обобщил появившиеся в Сети и зарубежных СМИ сообщения о практике применения самодельных боевых беспилотных аппаратов в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также проанализировал их влияние на тактику войск.
Дроны-камикадзе
Условно «левые» беспилотники можно разделить на две неравные по масштабам применения категории: ударные и дроны-камикадзе. Первые оснащаются механизмом для сброса небольших авиационных бомб или гранат на позиции противника. Другие представляют собой летающие боеприпасы. Они используются куда шире и для самых разных целей.
Дроны-камикадзе, как и японские самолеты с пилотами-самоубийцами времен Второй мировой, для поражения цели идут на таран. Это самый простой и одновременно наименее эффективный способ их применения. Попасть в такую одиночную цель, как танк или группа солдат, очень сложно.
Поэтому против пехоты чаще используются беспилотники особого класса. Эти боевые машины оснащаются радиоуправляемой бомбой с поражающими элементами — как правило, металлическими шариками, гвоздями, картечью и т.п.
Оказавшись над целью, беспилотник взрывается, нанося противнику урон в радиусе 20–30 метров. Дрон такого класса, как правило, оснащается видеокамерой, которая позволяет оператору точно спланировать атаку.
Ряд экспертов склонны считать, что беспилотники такого рода можно считать логическим продолжением идеи об управляемых снарядах. Поскольку фактически дрон превращается в бомбу или ракету, способную преодолеть большое расстояние и скорректировать точку удара непосредственно перед атакой.
Под ударом аэропорты, нефтепроводы, АЭС
Наиболее активно развивали тактику применения самодельных малых ударных дронов и коптеров различные вооруженные группировки на Ближнем Востоке. В первую очередь это, к сожалению, касается запрещенной в России группировки ИГ*. Активно используют новое оружие и вооруженные палестинские формирования и йеменские повстанцы из движения «Ансаралла», известные как хуситы.
Одними из первых «ударные» коптеры применили в боевых условиях террористы группировки «Исламское государство»*(сокращ. ИГ* - террористическая организация, запрещенная в РФ) в боях за город Мосул на севере Ирака. Боевики совершили несколько десятков успешных диверсий, нанеся иракской армии серьезные потери в технике и живой силе.
В условиях плотной городской застройки иракские военные зачастую скучивались на узком пространстве, военная техника попадала в заторы и пробки из-за обрушений и завалов. Не удивительно, что крупные группы солдат и скопления техники стали мишенью для атак террористов с воздуха.
Окончательно решить вопрос с беспилотниками ИГ* армия Ирака так и не смогла, хотя пыталась. Для борьбы с коптерами иракские военные получили от партнеров по антиигиловской коалиции электромагнитные установки и системы радиоэлектронной борьбы. Но они так и не были применены. Окончательно вопрос был решен только с полным освобождением Мосула.
Подобным образом применяют коптеры и палестинские вооруженные формирования. В частности, группировка «Хамас». В Сети было опубликовано несколько видео, на которых беспилотники палестинцев сбрасывают на позиции израильской армии бомбы и гранаты.
На одном видео, например, запечатлена атака на израильский танк «Меркава». Гипотетически танк мог получить серьезные повреждения, поскольку верхняя часть защищена хуже, чем лоб или ходовая часть. Однако на снятом видео беспилотник промахнулся, и бомба поразила стоящего рядом с танком солдата. Понятно, что рано или поздно подобные опасные атаки достигнут цели.
Однако настоящими виртуозами применения кустарной беспилотной авиации остаются йеменские повстанцы-хуситы. Технические подразделения этой группировки освоили выпуск целого модельного ряда коптеров и дронов, которые используются как для военных, так и экономических диверсий.
В качестве примера эффективной военной диверсии можно привести атаку на аэропорт йеменского города Аден. 10 января 2019 года беспилотник хуситов, запущенный с подконтрольной им территории, незаметно пересек линию фронта и приблизился к военной базе просаудовских войск. Там в тот момент шел военный парад. Операторы смогли запечатлеть непосредственно момент атаки.
Оказавшись над трибуной, где находились почетные гости, беспилотник взорвался, нанеся урон всем, кто находился в радиусе 20–30 метров от эпицентра взрыва. В результате атаки погибло шестеро человек, ранения получили саудовские военные советники, высокопоставленные офицеры.
Еще одна такая атака была осуществлена повстанцами 3 июня 2019 года. Под удар снова попал военный парад просаудовских вооруженных сил в городе Аден.
Крупнейшей диверсией, совершенной с помощью коптеров, стала атака хуситов на нефтепровод «Восток—Запад» в Саудовской Аравии. По нему нефть, добываемая на побережье Персидского залива, поступает в крупный порт Джидда.
14 мая 2019 года не менее десятка беспилотников преодолели систему ПВО Саудовской Аравии и поразили несколько насосных станций на нефтепроводе, а также ряд других объектов нефтяной инфраструктуры. Несмотря на то, что атака не нанесла нефтепроводу существенных повреждений, хуситы наглядно продемонстрировали, что имеющаяся в их распоряжении техника способна поразить любую цель в двухстах километрах от их позиций.
Чуть позже повстанцы опубликовали кадры атаки беспилотника на аэропорт Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах, которая произошла предположительно летом 2017 года. Эта атака также не нанесла серьезного ущерба, но продемонстрировала технические возможности хуситов.
Повстанцы неоднократно заявляли, что целями для их ударов остаются строящаяся атомная электростанция «Абу-Даби», а также танкеры Саудовской Аравии и ее союзников. И это далеко не пустые угрозы.
Фактор устрашения
Зачастую коптеры используются не столько для нанесения крупного ущерба противнику, сколько для его устрашения, создания у врага ощущения постоянной напряженности и нервного напряжения. Также стаи коптеров, совершающие регулярные налеты на позиции, оказывают давление на силы ПВО противника. Особенно с учетом того, что самодельный коптер стоит в десятки раз дешевле, чем зенитная ракета, которой его сбивают.
Образцовой в плане защиты от налетов беспилотников остается система противовоздушной обороны базы российских ВКС в Сирии «Хмеймим». После серии нападений со стороны террористов российские военные начали уничтожать все беспилотники противника на значительном расстоянии от базы.
Однако в ближневосточном регионе даже такие богатые страны, как Саудовская Аравия, зачастую не могут позволить себе защитить воздушное пространство от малых и сверхмалых дронов противника, поскольку классические силы ПВО, как правило, «заточены» под отражение более крупных средств воздушного нападения регулярных армий — самолетов, вертолетов, крылатых ракет.
Единственным эффективным способом защиты от примитивных ударных дронов остается защита системами ПВО малой дальности. Такими, как зенитные комплексы «Шилка», «Тунгуска», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С».
Еще один способ защиты стратегических предприятий и объектов инфраструктуры — использование средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Например, заглушая все радиоканалы, на которых может осуществляться управление беспилотниками.
* - террористическая организация, запрещенная в РФ. ■