"...Но это ведь только кажется, что подобного рода скандалы отшумят и
пройдут и все пойдет по-прежнему. На самом деле это не так. Шумит здесь,
а отзывается совсем в другом месте. Недавно встречался с настоятелем
крупного отдаленного монастыря, достаточно известного. И тот горько
сетовал, что после зимне-весенних московских скандалов с плясками в
храмах его отдаленный монастырь покинули большинство благодетелей и
"если раньше в неделю два автобуса с паломниками, то теперь два в
месяц". Останавливается строительство, беднеет стол монахов и
паломников, начались долги. Вот так. И если скандалов и провокаций,
возможно, избежать нельзя (особенно только что упомянутых), то
минимизировать их последствия можно". Это Борис Якеменко.
Очень интересное свидетельство о реальном общественном и церковном отклике на события прошлого года. Почему стало меньше паломников?
Их
отпугнула пляска в храме? Но само по себе очевидное оскорбление в адрес
веры скорее сплачивает верующих. Они сочли подвергшийся поруганию храм
утратившим благодить? Но пляска была в другом храме, а не в этом
монастыре.
Общественное мнение вдруг резко поддержало кощунствующих плясуний? Но этого точно не было в первую неделю после самого события. Тогда был консенсус в вопросе об осуждении этой пляски.
Значит,
перемена в общественном мнении, причем не только в нецерковном, но и в
околоцерковном (атеисты не будут паломничать автобусами) произошла
позже. Так что же произошло позже и реакцией на что именно стало
охлаждение людей к церковной жизни?
Ответ очевиден: была продекларирована ставка на беспощадную роскошь.
Открыто и официально были озвучены тезисы, разительно отличавшиеся от
того, что люди хотели видеть в Церкви: апология роскоши начальства и
откровенная силовая мобилизация для отпора тем, кого, как оказалось,
христианам никак не можно прощать и миловать.
Так что я вполне согласен с нынешним текстом Бориса Якеменко. Но полтора года назад он писал совсем иначе: http://diak-kuraev.livejournal.com/286877.html.
За это время звезда "Наших" закатилась. Якименко в политической
отставке. И теперь может думать и писать свободно. Может, в своем
высоком философском досуге он сможет найти время и для того, чтобы
открыто оспорить свои же суждения и приговоры тех дней.
Я же за
это время от десятков священников слышал: число собственно прихожан не
убавилось. Но стало заметно больше холода вокруг Церкви. Стремительно
истончается слой "симпатизантов". Те, кто ранее при случае с радостью по
мелочи помог бы Церкви, теперь и в самом деле настроены скорее
настороженно. Те, кто ранее при случайной встрече спрашивали - "батюшка,
расскажите, посоветуйте, а как мне...", теперь говорят: "да что же у
вас там...!".