Согласно протоколу, "Риццани де Эккер"
инвестирует в строительство коммерческой и гостиничной инфраструктуры
туристического кластера порядка 1 млрд евро. К проекту будет
сформирован консорциум из инвестиционных, кредитных,
экспортно-импортных и иных организаций, а также строительных и
девелоперских предприятий.
Повышенный интерес крупных западных
инвесторов к Северному Кавказу, его туристическому кластеру, а также
смежному проекту "Эльбрус" по созданию оздоровительного кластера
мирового уровня, который продвигает британский консорциум Flame Group,
закономерен и экономически оправдан, считает Давыдов.
"С точки зрения обычного обывателя
появление крупных иностранных инвесторов на Северном Кавказе выглядит
неожиданно и не логично: "Как же так? Мол, у них там сплошная
разруха, коррупция и террористы! - заметил Давыдов. - И, конечно, в
интернете сразу появились злорадные комментарии типа: "Инвесторы
попали, плакали их денежки! Все распилят, как обычно". И, тем не
менее, считает он, "повышенный интерес западных инвесторов к Кавказу
и курортам - явление абсолютно закономерное". "Просто логика обычного
обывателя кардинально отличается от логики финансовых корпораций,
которые тщательно просчитывают свои действия на несколько ходов
вперед", - пояснил эксперт.
"С точки зрения бизнеса Северный Кавказ
аккумулирует несколько неоспоримых преимуществ", - сказал он. "Во-
первых, - перечисляет Давыдов, - это по-настоящему уникальный климат,
сочетающий зиму и лето в одном "флаконе" - от заснеженных гор до
раскаленного пляжа всего-то пара часов езды. Во-вторых, это
фантастические природные ландшафты, словно пейзажи Пандоры из фильма
"Аватар"! Сколько бы бесконечных миллиардов не вкладывали те же ОАЭ в
создание своих искусственных курортов, подобную природную кавказскую
роскошь невозможно купить. В-третьих, благодаря географическому
расположению Северный Кавказ для туристической индустрии - это рынок с
гигантским, бездонным ресурсом. Миллионы потенциальных клиентов из
Европы, России, Китая - все они практически рядом, в 2-3 часах
полета".
Наконец, по мнению Давыдова, на Северном
Кавказе "весьма низок риск форс-мажорных ситуаций". "Северные
страны в затяжном кризисе, еврозона трещит по швам, туристические
лидеры последних лет - Египет, Греция, Таиланд, Тунис - становятся все
более неуютными для гостей. А в этот исторический момент Россия
вкладывает рекордные средства в развитие своих туристических
кластеров, реализует очень амбициозные социальные проекты, ведет
реально крупные стройки", - подчеркнул эксперт.
"Так что сегодня российский Северный
Кавказ является по- настоящему лакомым куском для крупных инвестиций", -
добавил он, отметив, что туристические объекты юга России пока
остаются самым недооцененным "бизнес-объектом" на мировой карте.
"Инвестиции в курорты региона - бизнес с гарантированной
сверхприбылью, и я не сомневаюсь, что приход на Северный Кавказ
британской Flame Group, итальянской "Риццани де Эккер", как и ряда
французских и австрийских компаний означает, что европейский бизнес
видит на кавказском направлении весьма и весьма хорошие
перспективы", - заключил Давыдов.
Под эгидой КСК на юге России к 2020 году
планируется построить туристический кластер международного уровня. В
него наряду с горнолыжными курортами Эльбрус-Безенги /
Кабардино-Балкария/, Лагонаки /Краснодарский край, Адыгея/, Архыз
/Карачаево-Черкесия/, Мамисон /Северная Осетия/ и Матлас /Дагестан/,
войдет также Каспийский пляжный кластер в Дагестане. Кроме того,
поддержано предложение руководства Чечни о вхождении в кластер ее
горнолыжного курорта Ведучи.
Британский консорциум Flame Group
намерен создать в регионе оздоровительный кластер "Эльбрус" и
построить скоростную дорогу Минводы–Эльбрус-Сухум через Баксанское
ущелье и Клухорский перевал, которая сократит пробег между Нальчиком и
столицей Абхазии сразу на 700 км. Путь от Сочи до курорта "Эльбрус",
благодаря этой дороге, уменьшится до 250 км. Кроме того, будут созданы
объекты энергетики и мультимодальный транспортный узел,
таможенно-логистический терминал, коммуникации с глубоководным портом в
Сухуми. Общая стоимость проекта порядка 25 млрд евро.Проект
предполагает создание около 15 тысяч рабочих мест.