"У нас как-то принято представлять Ивана Грозного в виде такого неслыханного злодея. Между тем возьмите самые серьезные исторические исследования об Иване Грозном. Из них вы узнаете, что при нем было казнено три, максимум четыре тысячи человек. Между тем, его современник Карл IX за одну ночь уничтожил три тысячи гугенотов. За одну ночь - не за тридцать лет правления! А вообще на Западе в тот же период, когда у нас правил Иван Грозный, было казнено, причем, обычно самыми жестокими методами, вплоть до сожжения живьем 300-400 тысяч человек. По тогдашним временам это гигантская цифра, если учесть, что население европейских стран было примерно в десять раз меньше нынешнего".
Вадим Кожинов.
Уроки историии.
+ + +
Для того, чтобы лучше понять, как эта, однозначно выдающаяся историческая личность, преподносилась (в литературе, в школе, в фильмах) нескольким поколениям граждан нашей страны, достаточно просто внимательно посмотреть на памятник Тысячелетию России, установленный в Великом Новгороде в 1862 году. Внимательно вглядевшись в него, вы поймете, что это лишь памятник извращенному историческому воображению русской интеллигенции XIX века. Вы найдете там бронзовые портреты ряда деятелей эпохи Ивана Грозного. На нем запечатлены Сильвестр, Анастасия Романова (?), Адашев, Гермоген, а вот самого Ивана Грозного-то и нет (!!?!!?!)... Странно, право, ведь человек 37 лет (!) сидел на русском троне. Казалось бы, хоть за то, что он просто сидел на нем, даже если б ничего для страны не сделал - все-таки срок рекордный (а вот на этих-то моих словах ты, внимательный читатель, справедливо б мне заметил: "Врешь! Иван Васильевич сидел на троне Великого князя московского не 37 лет, а аж... 51 год". И ты прав был бы, действительно, небывало долгое правление Московией выдалось Грозному царю. А 37 лет он активно действовал, уже как царь всея Руси).
Но нет Ивана Грозного на этом памятнике! Упустили из вида авторы бронзового сооружения - опустили весь период отечественной истории с 1547 по 1584 годы. И, видимо, в качестве компенсации потери на памятнике отлиты в бронзе другие люди - князь Жемайтийский Кейстут, Александр Кокоринов... архитектор... После этого, наверное, не стоило бы в ХРОНОСе даже упоминать про столь анти-исторический памятник. Однако, я намеренно привожу его краткое описание, можно сказать, ставлю в пример, именно здесь, в подборке биографических материалов о Иване Грозном. Чтобы читатель знал, чего ждать от той части литературы, в которой, можно сказать, первый русский царь изображается не совсем адекватно. Читая любые публикации про Ивана IV, старайтесь всегда держать в уме пример с памятником. Этот нехитрый прием поможет вам заметить всякую попытку недобросовестных авторов (а таких немало) принизить роль Ивана Васильевича. Из приведенных ниже материалов (а они представлены рядом биографических статей; перейти к ним можно через гипертекстовое меню, расположенное чуть ниже), на мой взгляд, наиболее взвешенную оценку жизни и деятельности царя дает Вадим Валериановиx Кожинов в книге "История Руси и русского слова", а именно в главе первой - Пути русского исторического самосознания. Ну, и кроме литературы, советую обратиться к первоисточникам, почитать тексты, написанные самим Иваном Грозным. Он проявляется в них, как серьезный политик, мудрый и справедливый. Вот хотя бы прочтите Послание Ивана Грозного Василию Грязному или Послание английской королеве Елизавете. Ниже приводится целый ряд документов. Уверен, что вы разберетесь, каким был на самом деле этот грозный царь.
Биографические материалы:
Буганов В.И. Его мероприятия носили крепостнический характер (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964):
"...подчеркиваются прогрессивные стороны политики Ивана IV Васильевича и ее большое значение в строительстве сильного централизованного государства. Однако это сопровождалось сильной идеализацией личности Ивана IV Васильевича и недооценкой крепостнической сущности его мероприятий. Неумеренное восхваление Ивана IV Васильевича в значительной степени было связано с отношением к Ивана IV Васильевича И. В. Сталина, считавшего его "великим и мудрым правителем"..."
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Его правление привело к запустению государства (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).
"...царь и опричники не сумели защитить Москву от набегов крымского хана, но с помощью земских воевод, назначенных Грозным в 1572 г., удалось разбить хана. Ливонская война была проиграна. Массовые репрессии, меры по закрепощению крестьян, неудачи о внутренней и внешней политике привели к оскудению и запустению многих областей государства."
Зызыкин М. Самый краткий биографический очерк (Большая энциклопедия русского народа):
"Он не только утвердил царскую власть в России, но и явился основоположником понятия самодержавия, создав целую теорию монархического права. Он дал учение о целях власти, о ее основах и пределах. Он оттенил и священный характер сана, говоря об отношениях подданных к царю. «Если царь несправедлив, он грешит и отвечает перед Богом, и Курбский может порицать Иоанна, как человека, — пишет он, — но не может не повиноваться тому, что божественно, — его сану".
Перевезенцев С. «Муж чудного рассуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело»:
"Выздоровление Ивана, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. Измена приближенных во время болезни, как оказалось, вовсе не была досадной случайностью, грехопадением, искупленным искренним раскаянием и переменой в жизни".
Коваленко В. И. «Царь грозен, но справедлив» (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).
"Идея Филофея о том, что подданные обязаны беспрекословно повиноваться монарху, не имея права даже на мысленный протест, вызвала симпатии у Ивана IV. Опираясь на взгляды этих идеологов единого централизованного русского государства, он в своей политической практике сыграл важную роль в становлении и утверждении абсолютистской традиции в России..."
Митрополит Иоанн Снычев, Тихомиров Л. А. Жизнь и государственное учение Ивана Грозного. (Биографические статьи на сайте Института Русской цивилизации):
"Царь Иван Грозный первый в России сформулировал значение царской власти и фактически первый разработал учение о русской православной монархии. Государственное управление, по его учению, должно представлять собой стройную систему. Представитель аристократического начала, кн. Курбский, упирает преимущественно на личные доблести «лучших людей» и «сильных во Израиле». Иван IV относится к этому как к проявлению политической незрелости и старается объяснить князю, что личные доблести не помогут, если нет правильного «строения», если в государстве власти и учреждения не будут расположены в надлежащем порядке. «Как дерево не может цвести, если корни засохнут, так и это: аще не прежде строения благая в царстве будут», то и храбрость не проявится на войне. Ты же, говорит царь, не обращая внимания на строение, прославляешь только доблести".
Рыжов К. Великие дела Ивана Грозного. (Биографическая статья из кн.: Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.):
"Первым большим делом самостоятельного царства Ивана стали казанские походы. В конце 1547 года Иван в первый раз выступил в поход на Казань: в декабре он выехал во Владимир, приказав вести туда за собой пушки. В феврале 1548 года войско вышло из Нижнего, но принуждено было вернуться из-за рано начавшейся весны. Иван возвратился в Москву, как говорит летописец, в больших слезах, опечаленный тем, что не сподобил его Бог совершить похода".
Каялся в содеянном... (Биографические материалы с сайта "От Руси Древней до Империи Российской"):
"Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в т.ч. к Андрею Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади в ознаменование покорения Казанского царства".
Далее читайте (Сочинения Ивана IV, документы эпохи, исследования, окружение царя, справочные материалы, прочая литература).