|Русско-японская война, грянувшая в начале XX столетия и окончившаяся поражением Российской империи, тем не менее, помнит и ее победы. Причем не только победы армии, но и личные. Одна из таких побед принадлежит Александр Саичичу, который будучи сербом по национальности служил в российской армии. Знаменит этот бравый офицер тем, что в личном поединке на холодном оружии сразил японского воина. Однако давайте обо всем по порядку.
Начнем с того, что Александр Саичич родился в 1873 году в небольшом сербском селении Виницке. После гимназии его выбор пал на карьеру военного, а потому он поступил в офицерскую школу в Белграде. После этого началась служба, то в Черногории, то в Константинополе, то на Дальнем Востоке. Жизнь его изрядно помотала, но при этом он приобрел большой опыт и мастерство в воинском искусстве. Так, например, об Александре знали как о мастере верховой езды и фехтования. Известен случай, когда он обычной палкой обезоружил итальянского фехтовальщика, который в свою очередь был вооружен саблей.
И вот в 1904 году грянула Русско-японская война. Наш герой вступил в отряд черногорского полковника (а затем и генерала) Йована Поповича-Липоваца, известного в российской армии как Иван Юрьевич Попович-Липовац. Надо отметить, что последний был тоже удалым офицером, прошедшим шесть воин за свою жизнь. Лихой полковник со своим отрядом в штыковой атаке обращал в бегство японцев и стойко оборонял свои укрепления, когда на них напирал неприятель.
Сама эпизод поединка Александра Саичича с японцем произошел в 1905 году, когда отряд Поповича-Липоваца стоял Сыпингайских позициях. Инициативу проявили сами японцы, предложив любому военнослужащему со стороны России сразиться с их воином. Рассказывают, что японец верхом на коне был облачен в доспехи и вооружен катаной. На вызов ответил удалой серб Саичич, который как мы уже сказали, был известным мастером фехтования.
Войска гудели, подбодряя своих бойцов, выехавших на конях в поле. Всадники бросились друг на друга. Взмах катаны и самурай рассек лоб Саичича. Ответный удар и самурай повалился с коня замертво. На этом все и завершилось. Будучи офицером и воином, Александр Саичич поклонился японцам и отъехал к своим.
Говорят, что победой серба восхитилось не только командование российской армии, но и японской. А император пожаловал ему пожизненную пенсию в 300 рублей. На тот момент ему было 32 года.
К сожалению, жизненный путь героя оказался не долгим. Его жизнь оборвалась в 1911 году не на поле, но при других трагических обстоятельствах. Помогая выносить вещи при пожаре, он оказался на четвертом этаже, выход из которого оказался только через окно. На тот момент капитану российской армии Александру Саичичу пришлось прыгать. Это и стало причиной гибели. Он разбился насмерть. При жизни Александр получил в российской армии прозвище «Муромец», а также награжден семью орденами. В память о нем была написана сербская песня, а его сабля и сейчас хранится в одном из московских музеев.