Джек Голдстоун о будущем капиталистической системы в условиях нового трехполярного мира, накоплении как свойстве человеческой природы и возможных альтернативных экономических системах
14 января, в первый день Гайдаровского форума (2015 адм.) , состоялась экспертная дискуссия, посвященная одному из самых актуальных вопросов последнего времени: есть ли будущее у капитализма и действительно ли капитализм с порожденным им неравенством сегодня является самой эффективной экономической системой. Мы публикуем выступление профессора Университета Джорджа Мейсона, заведующего Международной лабораторией политической демографии и макросоциологической динамики РАНХиГС Джека Голдстоуна, в котором он размышляет о том, что способен в будущем предложить миру новый капитализм.
Капитализм принято рассматривать как экономическую систему производства с целью получения прибыли. И это, несомненно, так, но капитализм также воплощается в международной иерархии, в циркуляции накопления капитала, капитализм конкурирует с другими системами, и в каждой стране он воплощен в разных политических системах, которые меняются со временем.
Сейчас мы входим в период колебаний и неопределенности. Капитализм, каким он был в последние 50-60 лет, заканчивается, и наиболее вероятным результатом будут новые формы капитализма. Капиталистические системы меняются, но изменения не означают конец. Капитализм проявил себя как очень способный к адаптации. Давайте посмотрим на международную иерархию. Эра преобладания США в мире заканчивается. В истории Нидерландов, Англии и Германии тоже были примерно полвека или век, когда они так же преобладали. Кто-то считает, что следующим лидером может стать Китай. Но я думаю, что это маловероятно, потому что этому не дадут случиться демографические аспекты — трудовые ресурсы в Китае уже начали уменьшаться, этот процесс будет только набирать силу, и скоро в Китае будет на несколько миллионов рабочих меньше, чем сейчас. Он не будет доминировать над остальным миром, как это в прошлом делали США.
Когда я смотрю на ближайшее будущее, я представляю трехполярную экономику: Европейский союз, Северная Америка и Восточная Азия. Сыграет ли в этом какую-то роль Россия? Наверное, нет. Потому что Россия сама по себе — это страна среднего размера с региональной экономикой, как в настоящее время Бразилия, Турция или Индия. Если мы посмотрим на демографию, с одной стороны Европа – 700 млн человек населения, 20 трлн долларов экономики, с другой стороны Китай – 1,3 млрд человек населения, в зависимости от того, как измерять, 10 трлн долларов экономики. Где-то посередине Россия – 140 млн человек населения, которое уменьшается. Это не такой экономический центр, как, скажем, Китай или Европа. Может быть, у России будет региональная власть, и, как говорил профессор Валлерстайн, в мире будет двенадцать важных региональных стран в добавление к трем основным экономическим центрам.
Глобальная экономика сейчас характеризуется большой неопределенностью. Кроме того, неопределенными и совсем неизвестными представляются Индия и Африка. У них имеется огромный потенциал экономического роста, но также и потенциал хаоса. Может быть, со временем Африка станет континентом с 2 трлн человек населения, то же самое касается и Азии, но сейчас они распыляют свои ресурсы, им не хватает инвестиций, а также они переживают внутренние конфликты. Но сила капиталистической системы зависит от того, смогут ли в будущем процветать страны и присоединятся ли к этому росту Африка и Индия. Капитализм может стать более конкурентным, и тогда мир разобьется на конкурирующие торговые блоки. Но что более интересно, это вопрос: каков будет мотив для аккумулирования капитала.
Уже говорилось, что из-за развития технологий мы можем потерять рабочих среднего звена. Главная характеристика технологий – это постоянно революционизирование производства. Сначала капитализм революционизировал сельское хозяйство и торговлю, затем промышленность, горную добычу и производство, потом услуги и энергетику. Вероятно, наступит время, когда будут ценить исключительно роботов и информацию. Что же остается делать людям? Я считаю, что будущее не такое уж ужасное. Мы перейдет к суперсервисной экономике. История капитализма там, где он достиг успеха, зависела от услуг, которые были доступны только богатым. Теперь их надо сделать доступными для обычных рабочих.
Что же тогда произойдет? То, что было зарезервировано для богатых, будет доступно для всех остальных. Консультации по стилю жизни, качественное питание, пластическая хирургия, медицина, продукты на заказ, хороший отдых, развлечения. Все это имеет огромный потенциал, и имеется большой спрос на такие услуги. Мы живем в мире, который по-прежнему является миром массового производства. Если мы сделаем дорогостоящие услуги доступными широкому кругу населения, то не будет нехватки в рабочих местах. Необходимо наладить распределение услуг таким образом, чтобы они были доступны для масс.
В чем же все-таки воплощается капитализм? Капитализм может быть авторитарным или демократическим, может быть прогрессивным или дистрибутивным. Существуют разные возможности. Я считаю, что модель циклична. Посмотрите на историю капитализма. Это взлеты и падения, накопление капитала, осуществляющееся меньшими группами, и перераспределение. Можно надеяться, что сейчас мы живем в период, характеризующийся высокой степенью неравенства, но вскоре придет новая прогрессивная эра, как в начале ХХ века в США, и политические правила игры изменятся для того, чтобы изменить систему распределения доходов и создать новую сервисную экономику.
Я думаю, что если климат сохранится в нынешнем виде и капитализм выживет, то будут предприняты попытки осуществить перераспределение доходов населения. К этому стремятся обе политические партии в Америке, и сейчас много говорится о том, что это будет очень важным элементом экономических исследований. Я думаю, что на нынешнем этапе капитализма мы видим начало движения к коррекции в распределении доходов. В условиях многополярного мира будет новый капитализм, будет новая борьба, будут делаться попытки по устранению неравенства и попытки, направленные на то, чтобы более рационально использовать ресурсы. Я думаю, что капитализм выживет, потому что никаких привлекательных альтернатив пока что не существует. Социализм оказался неэффективным в отсутствие рыночных механизмов, и сейчас главная альтернатива – это исламское государство, основанное на давлении со стороны религиозных лидеров. Но я не вижу, чтобы такой вариант построения мира оказался перспективным и успешным.
Что может прийти в будущем? Кто-то имеет отличные точки зрения, но я считаю, что стремление к накоплению присуще человеческой природе. Мы накапливаем опыт, мы накапливаем капитал, мы накапливаем различные ценности, богатство. Это присуще всем людям, мы стремимся накапливать. Капиталистическая система будет адаптироваться, приспосабливаться к новым условиям. Капитализм, каким мы знали его в последние 50 лет, с доминирующей ролью США, массового производства, бюрократических услуг и с накоплением уровня неравенства, вероятно, не просуществует долго. Но я думаю, что ему на смену придет новый вид капитализма.
http://forum.gaidarfund.ru