Финансовая прокуратура Франции начала расследование против лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен и ее отца – основателя партии Жана-Мари. Бывший и нынешний руководители НФ подозреваются в умышленном занижении доходов за 2014 год. Французские СМИ усматривают в этом деле прямую аналогию с историей Стросс-Кана, который считался одним из основных претендентов на пост президента республики.
Первоначально расследование было направлено только против Жана-Мари Ле Пена, а позднее распространилось на его дочь, отмечает DW.
«Но не могу поверить в то, что это все так выглядит, как было представлено изначально»
Она обращалась с апелляцией в государственный совет Франции, но ее протест был отклонен. Если подозрения подтвердятся, каждому из них грозит до трех лет тюрьмы и по 45 тыс. евро штрафа.Никаких подробностей относительно сумм возможных недоплат со стороны политиков пока не сообщается, но сам факт преследования одного из самых популярных французских политиков вызвал пристальное внимание европейских СМИ.
Прямая аналогия
В связи с «делом Ле Пен» в первую очередь журналисты вспоминают «дело Стросс-Кана». Напомним, возглавлявший с 2007 года Международный валютный фонд французский социалист считался одним из основных претендентов на пост президента республики.
В апреле 2011 года он выступил с сенсационным для главы МВФ заявлением о том, что «вашингтонский консенсус» – то есть полный уход государства из экономики и надежда на невидимую руку рынка – «рухнул во время кризиса» и остался позади. Европе для преодоления суверенных долговых проблем Стросс-Кан рекомендовал «всеобъемлющее решение, основанное на общеевропейской солидарности». А на охваченном исторической трансформацией Ближнем Востоке он предсказал «далеко идущие перемены в политических, экономических и социальных институтах».
Это была заявка не просто на статус кандидата в президенты Франции, а на роль политического лидера как минимум европейского, а как максимум – глобального масштаба, при этом несогласного с финансовой политикой США.
Через полтора месяца после своего выступления Стросс-Кан был в аэропорту Нью-Йорка снят с рейса и арестован по подозрению в сексуальных домогательствах к горничной отеля, где ночевал накануне. Через четыре дня после этого он подал в отставку с поста главы МВФ и был переведен под домашний арест. В июле выяснилось, что горничная лгала и никаких домогательств не было.
Параллельно в СМИ активно муссировался скандал 2008 года, когда уволившаяся из МВФ любовница Стросс-Кана получила большое выходное пособие, а в качестве «контрольного выстрела» в феврале 2012 года французская прокуратура обвинила политика в сутенерстве. В июне он был снова полностью оправдан судом, но поезд уже ушел – президентом стал однопартиец Стросс-Кана Франсуа Олланд, занимающий пост до сих пор. Во Франции у Олланда уже много лет есть кличка Желе, ярко характеризующая стиль поведения этого политика.
Связь между антивашингтонской речью Стросс-Кана, его намерением участвовать в выборах президента Франции и уголовными делами называют конспирологией, но, по данным социологического опроса, проведенного институтом CSA в мае 2011 года, 57% французов полагали, что политик стал жертвой заговора. А среди сторонников Социалистической партии так считали 70%, отмечал «Интерфакс».
Занимавший тогда пост премьер-министра Владимир Путин также не верил в виновность Стросс-Кана: «Мне трудно оценить политические подоплеки. Но не могу поверить в то, что это все так выглядит, как было представлено изначально. Не могу поверить, понимаете, в голове не укладывается», – прокомментировал Путин арест главы МВФ, о чем говорилось на сайте российского правительства.
И, как показало время, действительно все было совсем не так, как пытались представить американские или французские правоохранительные органы. Но цель была уже достигнута – Стросс-Кана убрали из политики, и его возвращение уже практически нереально.
Против руководителей «Национального фронта» ранее, как правило, заводили дела за разжигание ненависти по религиозному и национальному принзнаку, но репутационного ущерба они не наносили, скорее наоборот – для избирателей Ле Пен подобные заявления вполне приемлемы. Поэтому была сделана ставка на финансовые дела.
DW публикует пять наиболее громких скандалов, связанных с семьей Ле Пен в 2015 году, из них два связаны с политическими высказываниями Марин – когда она сравнила молящихся на французских улицах мусульман с нацистской оккупацией во время Второй мировой войны и выложила в Twitter фото обезглавленного ИГ журналиста Джеймса Фоули в ответ на сравнение НФ с ДАИШ.Еще один скандал – это взаимоотношения в семье Ле Пен: Марин исключила отца из партии за чрезмерно радикальные заявления, а тот в ответ предложил ей выйти замуж, чтобы не позорить фамилию.
И еще два скандала – финансовые. Первый связан с кредитом на 9 млн евро в «Первом чешско-российском банке», полученным Нацфронтом, второй – с ситуацией в Европарламенте: помощников депутатов «Национального фронта» подозревают в том, что они занимаются работой, которую не предусматривают их европейские контракты, оплачиваемые из бюджета Брюсселя.
Похоже, что, в отличие от Стросс-Кана, которого «валили» сексуальными скандалами, в случае с Марин Ле Пен решено сделать акцент на финансовых скандалах. Неуплата налогов и финансовые махинации – не только серьезное преступление во французском уголовном кодексе, но и возможность нанести заметный репутационный ущерб наиболее вероятному претенденту на выход во второй тур на предстоящих президентских выборах.
И если, как и в случае со Стросс-Каном, подозрения позже будут признаны несостоятельными, после выборов это вряд ли станет серьезным утешением для «Национального фронта», у которого, в отличие от Социалистической партии, «скамейка запасных» гораздо короче.