Ученые из структур РАМН не нашли ни одной девственницы среди 650 опрошенных подмосковных старшеклассниц и учениц ПТУ в возрасте 17 лет. Ранний «дебют» влечет снижение репродуктивных способностей
фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
К настоящему времени более 40% школьниц в возрасте 15 лет уже лишились девственности — в 1990-е этот показатель составлял порядка 30%. Об этом говорится в выпущенной в этом году первой коллективной монографии Научного центра здоровья детей, монография «Медико-социальные проблемы воспитания подростков» (экземпляр есть у «Известий») объединила все последние исследования организации.
Так, в исследовании Максима Коломейцева говорится, что среди анкетированных по всей стране девушек выявлено 41% тех, кто уже к 15 годам потерял девственность. При этом каждая пятая из них (8% от общего числа) лишилась невинности еще до 13 лет.
Как пояснила «Известиям» замдиректора Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей (НЦЗД, подчиняется Российской академии медицинских наук) профессор Людмила Сухарева, с аналогичного анкетирования школьниц со всей России, прошедшего в 1995 году, показатель вырос на треть. Тогда исследование выявило 30% маленьких женщин — и доля девственниц продолжает падать.
В 1975 году доля девушек, чей дебют в половой жизни состоялся в 15 лет и ранее, официально составлял 3,7%. Далее, к 1980 году, число девственниц уменьшилось до 90%, к 1990-му был зафиксирован скачок «дебютанток» до 33% (то есть доля девственниц снизилась до 67%).
Как замечает Сухарева, во многом этот рост обязан школьницам из Москвы и Московской области. В частности, в результате опроса учащихся старшей школы и профучилищ Подмосковья оказалось, что к 17 годам все 100% из 650 респонденток уже имели опыт половой жизни. По данным ВЦИОМа, средний возраст начала половой жизни в России (на 2006 год) составляет 16 лет (в 1993-м — 19,5 года). При этом среднемировой показатель равен 17 годам.
Ранняя сексуальная активность, объяснила Сухарева, привела к росту показателей по гинекологической заболеваемости. С 2000 года, как говорится в другом исследовании из монографии НЦЗД, доля 15-летних школьниц с менструальными расстройствами выросла почти в два раза, достигнув отметки в 40% от общего числа обследованных девушек. 14 лет назад исследование НЦЗД в восьми десятках субъектов страны выявило 24% нездоровых 15-летних девушек (среди достигших совершеннолетия — более 50%). У живущих половой жизнью подростков частота гинекологических патологий в разы выше, чем у их сверстниц, не вступавших в половую связь, говорится в исследовании.
Среди гинекологических проблем выделен вульвовагинит — он составляет 50% случаев заболеваний. Согласно полученным данным, гинекологические болезни обнаруживаются уже у 5–6% школьниц начальных классов, а по достижении ими 17-летнего возраста процент больных подростков может достигать 35%.
Аналогичная ситуация складывается и с молодыми людьми. Согласно последним исследованиям, более 40% мальчиков страдают от заболеваний, которые в дальнейшем могут ограничить их репродуктивные способности. В результате 10-летнего наблюдения 426 школьников с 1 по 10 класс за 2013 год, распространенность хронических заболеваний среди мальчиков возросла на 42,3%, среди девушек — на 28,2%. При этом общая заболеваемость подростков (от 13 до 18 лет) с 2000 по 2013 год выросла на 66% по всем показателям болезней. Как пояснила Сухарева, статистика НЦЗД за прошедшие 50 лет говорит о том, что репродуктивное и общее здоровье школьников с каждым годом ухудшается. Наиболее высокие уровни нарушений и расстройств приходятся именно на 8–9 классы (13–15 лет). Доля абсолютно здоровых девушек продолжает снижаться — сейчас это лишь несколько процентов (1980 год — 28%).
— Другими факторами, влияющими на репродуктивное здоровье детей, являются чрезмерные учебные нагрузки в школе, низкая физическая активность дома и плохое питание, — поясняет Сухарева. — Кроме того, ощутимо сказывается и их приверженность к табакокурению и алкоголю.
По проведенному исследованию НЦЗД среди учащихся 8-11 классов Москвы, доля курящих учеников равна 11,3%, еженедельных потребителей алкоголя почти в четыре раза больше — 43,3% (несколько раз в неделю — 5,9%).
На этом фоне подростки толком не разбираются в средствах контрацепции. К примеру, по данным одного из исследований Центра, среди учащихся старшей школы (16–18 лет) и студенток профучилищ каждая вторая (45,3%) не владеет базовой информацией о контрацептивах. О мерах экстренной контрацепции не знают 78,4% девушек. Причины отсутствия знаний о средствах контрацепции исследователи видят в нежелании российских школ ввести уроки сексуального воспитания.
Среди основных последствий, к которым могут привести небезопасные связи и раннее начало половой жизни, авторы монографии выделяют рост числа абортов, возрастающую вероятность рака шейки матки и растущее число бесплодных пар. По данным Минздрава за 2013 год, в России около 15% семей не имеют детей из-за бесплодия одного или обоих супругов.
— Учителя в школе озабочены этими проблемами, но сами ничего не вводят, потому что ждут указа министерства, — уверена Сухарева. — 27 мая состоится Президентский совет, на него мы готовимся внести свои предложения по исправлению сложившейся ситуации.
Тему введения сексуального образования в школьную программу старательно обходят в Госдуме. По словам депутата, члена комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольги Алимовой, если на самом высшем уровне не будет разработана программа сексуального образования детей в рамках школы, инициативы ее комитета не будут рассмотрены всерьез.
— На словах все выступают за наши идеи, но не на деле, — комментирует Алимова.
Первые предложения об обязательном сексуальном просвещении детей были вынесены в 1996 году, но не нашли отклика в обществе. В 2009 году Россией была ратифицирована Европейская социальная Хартия, предусматривающая обязательное сексуальное просвещение детей в школе в рамках заботы об их здоровье, но российские власти предпочли трактовать положения хартии как необязательные. Следующим шагом России стало утверждение указом Президента России от 1 июня 2012 года Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, направленной на защиту детства, создание комфортной, доброжелательной и безопасной для жизни детей среды, но не вводящей как таковые уроки сексуального воспитания в школе. Россия в прошлом году также ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25 октября 2007 года. Правительство пыталось выполнить и ввести в перечень предметов «Половое воспитание», но инициатива провалилась.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/571437#ixzz32oXj0vbX |