Взгляды
властей и общества на образование, его задачи и успехи довольно
серьезно различаются. Об этом свидетельствует исследование,
опубликованное с разрешения ученого совета РАН и подготовленное учеными
Института социологии РАН (Краснодарского отделения) – профессором
Айтечем Хагуровым и Олегом Осипенко. Учитывая серьезность поставленной
задачи, ученые сделали все (включая и охват территорий, и количество
вопросов анкет), чтобы выборка получилась репрезентативной. Тем
интереснее узнать о результатах опросов.
Сначала
ученые проверили общеизвестные высказывания. Например, то, что
превращение образования в услугу сделало систему образования более
современной и приближенной к общепринятым западным образцам. Согласно
проведенным исследованиям, все выглядит не столь радужно. Приятная для
чиновников метаморфоза серьезно повлияла на снижение качества
образования. Казалось бы, что тут такого – всего-то проговорили иную
цель образования, еще и приближенную ко времени. Но, увы, все гораздо
важнее и сложнее, считают авторы исследования. Это стало психологической
причиной, повлекшей за собой ряд глубинных изменений в системе
образования в целом.
Преподавание
испокон веку на Руси считалось делом «служения». В идеологи служения
заложен принцип формирования личности, в идеологии сервиса – принцип
развития отдельных функций. Чтобы наглядно показать, как срабатывает
идеология сервиса в школе, авторы привели ряд данных социологических
опросов школьников США за 2010–2012 годы. Там 93% школьниц любимым
занятием называют шопинг, 63% учащихся колледжа главным смыслом своей
жизни видят «зарабатывание большого количества денег». А 42% студентов
Вашингтонского колледжа написали, что считают самым важным для себя
«хорошо выглядеть» и т.д. Служению каким-то более высоким целям готовы
посвятить себя менее 6–8% студентов.
Между
тем, замечают авторы исследования, здоровое общество опирается на
принцип объединения людей и служения высоким целям и идеалам. Когда же
провозглашаются цели приземленные, сводимые к индивидуальному
благополучию и эгоизму, то общество непременно столкнется в будущем с
разного рода девиациями. Со временем эти проблемы, уверяют нас авторы
исследований, будут нарастать, изменения приобретут устойчивый характер,
превращаясь в системные дисфункции, дающие позднее сбой всей системы
управления образованием, а в итоге и государством. Именно это и
наблюдается сегодня в РФ.
Как
пример сбоя в головах поколения исследователи приводят простой пример.
Студентам одного педагогического института предложили ответить на
вопрос, что такое прилежный. Оказалось, что многие не знают значения
этого слова. Когда в итоге разобрались, что же это такое, то искреннему
удивлению студентов не было предела. Они никак не могли взять в толк,
зачем нужно вообще оценивать такое качество. А на замечание, что раньше
такое требование «быть прилежным» было заложено в «Правила для
учащихся», вообще устроили дискуссию на тему, уместно ли создавать в
обществе какой-либо поведенческий стандарт.
Примечательно,
отмечают авторы, что зараза потребительства коснулась лишь массового
образования. Элитное образование тяготеет к высокодуховности. И в этом
кроется важная особенность нашего времени: духовность становится
прерогативой элитного меньшинства. Вообще, нынешнее образование
разделяет людей на тех, кому нужна духовность, на тех, кто
довольствуется специальными знаниями, и на потребителей, которых с
любовью растит массовая школа.
Таков
главный вывод исследования. Более конкретно данные опросов
свидетельствуют, что введение нормативно-подушевого финансирования
оставило ситуацию в образовании без изменения. Отказ от
энциклопедической составляющей образования привел к узости кругозора
учащихся и пропаже интереса к учебе. ЕГЭ, по мнению большинства
учителей, ухудшил ситуацию с преподаванием всех предметов. Само
образование в настоящий момент испытывает упадок. Остается напомнить,
что в 2008 году анкетирование, проведенное этими же исследователями,
дало в большинстве ответ, что образование в РФ испытывает подъем.
Прошло всего-то пять лет…
Автор: Материал сайта nvo.ng.ru |