Командир отряда ополченцев Хасан Хабиб абу Хабиб (на фото – слева), сидя в окружении своих бойцов, которые вхожи в его дом как близкие друзья, с удовольствием делится тем, что происходило в Хомсе в марте 2015 года. Ему есть, чем гордиться: благодаря действиям вверенного ему подразделения, зажатый со всех сторон суннитскими кварталами алавитский район аз-Захра был освобожден от постоянного ада снайперских обстрелов, терактов смертников и гибели все новых и новых людей. Именно суннитские районы города стали плавильными печами для религиозного экстремизма, на долгие годы заставившего сирийцев забыть о нормальной жизни.
На двери дома Хасана – фото его родственника, погибшего от пули снайпера. Молодой человек даже не был военным – он возвращался с позиций, на которые принес воду, и на миг забыл об осторожности, попытавшись подобрать на улице птицу с подбитым крылом. Тогда его и настигла пуля.
Боевики-салафиты не делали различий между военными и гражданскими, имея возможность, они расстреливали всех. Фото шахидов (изначально это слово имеет позитивные коннотации и означает всех, кто умер, защищая свою веру, семью, землю), погибших подобным образом, висят здесь у двери практически каждого дома.
«Мы позже задержали убийцу. Так он не говорил ни слова по-арабски. Оказался афганцем. Здесь много таких было. Приехали убивать нас на нашей же земле. Конечно – ведь основной массе сирийцев эта война совершенно не была нужна», – вспоминает ополченец.
«Однажды, в ходе особенно ожесточенных боев, я с одним из своих бойцов попал в окружение. От бандитов нас отделяла только каменная стена. Оба мы были ранены. Сначала прострелили ноги, потом руки – мы какое-то время гранатами отбивались, бросали их по атакующим, но позже на это попросту не осталось сил. Они громко переговаривались между собой – и снова на чужом языке. Афганцы, чеченцы, турки – но точно не сирийцы и даже не арабы. Нас спасли солдаты правительственной армии, пришедшие на подмогу на БМП и буквально вытащившие нас из окружения», – рассказывает Хасан.
В качестве подарка Хасан делится с репортером ФАН видеозаписями того боя: одно, где бойцы перевязывают друг друга, было снято им самим на телефон, а другое сделали те самые солдаты, спасшие ополченцев.
Наш собеседник уже прошел лечение и вновь встал в строй – охраняет порядок на территории аз-Захра. О том, что здесь происходило еще несколькими месяцами ранее, напоминают только шрамы от пуль и осколков, навсегда украсившие тело бойца.
Сейчас опасность для жителей района аз-Захра миновала. Сопротивление салафитов, окружавших их на протяжении трех лет, подавлено. Вооруженные боевики остались только в одном близлежащем квартале – аль-Уар. Там их около двух тысяч, но они ведут себя относительно тихо, соблюдая условия заключенного с правительственными войсками и ополченцами перемирия. В настоящее время ведутся переговоры о сдаче ими оружия, сами боевики изъявили желание вернуться к мирной жизни. То, на каких это будет условиях, зависит от правительства Сирии и местного военного командования. Хасан Хабиб готов простить мятежников – лишь бы на сирийской территории как можно быстрее был восстановлен мир.
Камаль Джафари
http://riafan.ru |