Американская креативная компания Apple продолжает зверски
эксплуатировать китайских рабочих. Достоянием гласности стали условия
работы 100 тысяч трудящихся с шанхайского завода Pegatron, производящей
гаджеты – грязь, 80-часовая рабочая неделя, клетушки в общежитиях,
отсутствие всяких прав.
Стремительно ставшей доступной «креативная среда» в Первом мире и в
мегаполисах Второго мира – следствие нещадной эксплуатации Третьего
мира. Гаджеты, одежда, вэлфер за фиктивные работы – всё это оплачивают
своими страданиями рабочие слаборазвитых стран.
Пару лет назад стали известны подробности сверэксплуатации китайских
рабочих на фабриках Foxconn, выполняющей заказы самой хипстерской фирмы в
мире – американской Apple. Чудовищные условия труда в Foxconn ежегодно
приводили к сотням самоубийств трудящихся. Вмешательство западных СМИ и
общественных организаций тогда помогли немного поправить ситуацию – на
фабриках, производящих айфоны, были введены ограниченные больничные и
декреты по уходу за ребёнком, сокращён рабочий день с 12 до 10 часов,
увеличены жилые площади проживающих в общежитиях с прежних 3 кв. м на
человека до 5 кв. м.
Разумеется, улучшение условий труда рабочих на фабриках Foxconn
привели к небольшому росту себестоимости айфонов – на 1,5%, и такая
ситуация не удовлетворила Apple – американская компания стала искать в
Китае новых производителей своих гаджетов, кто смог бы предложить
наименьшую себестоимость продукции. Понятно, что такая экономия снова
предполагала, что производитель будет экономить на соблюдении
элементарных прав рабочих.
И очередной такой завод в списке Apple появился – это тайваньская Pegatron. Об условиях работы на ней говорится в докладе
China Labor Watch. Фабрика, производящая комплектующие для айфонов и
айпэды, расположена в Шанхае. Только в её общежитиях квартируется 100
тысяч рабочих. А также фабрику обвиняют в том, что она использует труд
подростков –старших школьников и студентов младших курсов (от 16 до 18
лет). В этом, может быть, не было бы большой беды, если бы не китайская
традиция эксплуатации подростков, когда те отдают 30% заработанного
своим преподавателям.
(Общежитие, в котором живут сборщики айфонов фирмы Foxconn)
В общежитиях – страшная скученность (те самые стандартные 2-3 кв. м
на человека, что были у рабочих фабрики Foxconn). Распространенная
практика – 6-дневная рабочая неделя по 11 часов в день (т.е. 66 часов в
неделею), но часто встречаются ситуации, когда рабочим приходится
трудиться по 10-11 дней без выходных по 12 часов в день. Зарплата за
66-часовую неделю – около 400 евро в месяц (17 тысяч рублей).
Оплачивается больничный только сроком до 7 дней. На фабрику не
принимаются работать уйгуры, тибетцы и люди с татуировками. Из-за
несоблюдения техники безопасности ежемесячно тяжёлые травмы получают до
200 рабочих. China Labor Watch насчитала 36 нарушений даже
неолиберального китайского трудового законодательства. Есть подозрения,
что Pegatron использовала и подневольный труд – беря в аренду
заключенных тюрем.
Apple, как обычно, делает круглые глаза и заявляет, что ничего не
знал о столь чудовищных условий труда на фабриках его контрагента.
Скорее всего, как и ранее в случае Foxconn, Apple и в ситуации с
Pegatron придётся признать, что «она не уделяла должного внимания
условиям труда у подрядчиков». Наверняка, продолжительность рабочей
недели будет снижена. А также введены положения, «способные снизить
эпидемию самоубийств рабочих». К примеру, в случае с Foxconn эти
положения включали такие инициативы: рабочие дадут согласие на лечение в
заводской психбольнице, если они будут выглядеть «физически и
психически больными»; спальные помещения оборудуют специальными сетками,
предотвращающими падение из окна; награда в 30 долларов будет положена
тому, кто донесёт на своего коллегу, которого можно заподозрить в
суицидальных намерениях.
Икона хипстеров и почти всего «креативного класса» – Apple одна из
самых удобных мишеней для критики левыми. Более неолиберального по своей
сути объекта трудно себе представить.
Сейчас доля трудовых затрат при изготовлении iPhone или iPad
составляет всего около 5% от общей стоимости. Согласившись со всеми
рекомендациями по улучшению условий труда китайских рабочих, Apple
подняла бы её до 6%. А это значит, что ее текущая выручка может
опуститься с 30 до 29,5%.
Клайд Престовиц, основатель и президент Института экономической стратегии (США) пишет по этому поводу:
«Позвольте мне спросить прямо: зачем Apple поступает таким образом
(закрывая глаза на сверхэксплуатацию китайских рабочих – БТ)?
Производство айпэдов это не война. Зачем заставлять людей работать по 60
часов в неделю? Почему люди должны трудиться 11 дней подряд без
выходных? Apple всё равно останется самой доходной компанией, даже если
её чистая прибыль упадёт на несколько процентных пунктов.
У таких компаний, как Apple самая большая проблема заключается в том,
что они не знают, куда девать эти сумасшедшие прибыли. Её боссы тащат к
себе домой толстенные пачки долларов, и это к тому же облагается всего
14-15-процентным налогом.
В этом и заключается проблема глобализации. Большие прибыли уходят в
карманы верхушки, составляющей 1%. А на обратном полюсе – страдают
американские рабочие, которых такие компании, как Apple, лишают работы в
своей стране; китайские рабочие тоже почти ничего не выигрывают.
Несостоятелен и миф, что есть хоть кто-то, кто выигрывает от политики
таких компаний – потребители. Но они тоже проигравшие – почти все деньги
от разницы в зарплатах между Востоком и Западом уходят в карманы
топ-менеджеров компаний и посредников, находящихся между производителями
и потребителями».
Не преминул не один раз пройтись по Apple и экономист, нобелевский
лауреат Пол Кругман, по своим убеждениям находящийся на левом фланге
Демократической партии США.
Стив Джобс для Кругмана – это «стервятник», и «героический
предприниматель» именно в кавычках (т.е. за его геройством ничего не
стоит). «Настоящие бизнесмены – это не упорные индивидуалисты, а
сотрудничающие представители профсоюзов, промышленности и госструктур,
которые, как выразился Обама в своем послании к Конгрессу, «работают как
одна команда» и «прикрывают друг другу спины».
Кругман пишет,
что в числе основных претензий к Apple – то, что «она делает деньги, а
не создаёт рабочие места в США». В США у Apple – 43 тысячи работника, а
за её пределами – 700 тысяч, в основном в странах Юго-Восточной Азии.
По мнению Кругмана, несостоятельны и отговорки, что работа на
аутсорсинге в странах ЮВА снижает себестоимость продукции. Как уже было
показано выше, в цене айфона или айпэда заработная плата составляет
только 5%. Экономист приводит в пример Германию – успешного экспортёра
высокотехнологичной продукции, где средний заработок рабочего в этом
секторе 44 доллара в час – это даже выше, чем в США. И такой успех
Германии достигается не «героическими предпринимателями» типа Джобса, а
немецкими средними фирмами (в большинстве своём не акционерными
обществами, а семейными непубличными предприятиями), системой
Mittelstand – тесной кооперацией между поставщиками, производителями и
научными центрами.
При покупке очередного айфона на том конце света, в Китае кто-то
начинает горького плакать и пытается выброситься из окна фабричного
общежития. Источник
|