Тысячи украинских солдат отступили от стратегически важного города, занятого пророссийскими ополченцами, бросив своих погибших и раненых товарищей.
Длинная колонна военной техники ползёт к северу по шоссе, прочь от оставленных украинскими правительственными войсками позиций в Дебальцево. Они тянут за собой полуразрушенные полевые госпитали, грузовики без колёс и подбитые танки.
Солдат, выбирающихся из руин осаждённого города, легко распознать по усталым глазам на чёрных от въевшейся грязи лицах.
Группа силовиков решает дать залп в воздух из своих Калашниковых, празднуя скорое избавление от ужасов войны.
После стратегической победы пророссийских сил и досадного поражения Киева тысячи бойцов правительственных войск начали отходить из Дебальцево, начиная с раннего утра в среду. Большинство уходили пешком по окружающим город полям.
Старший лейтенант Юрий Прехария рассказал о том, как выводил 50 своих солдат по полям и лесам, чтобы добраться до украинских позиций:
«Мы знали, что если останемся, то точно либо окажемся в плену, либо будем убиты», рассказывал он корреспонденту Guardian, в то время как бронированные машины проезжали мимо с сотнями измученных грязных солдат. Тяжёлая артиллерия громыхала, и ракеты прорезали небо, пока правительственные войска пытались прикрыть своих отступающих товарищей.
Незадолго до этого президент Порошенко, стоя на фоне президентского самолёта, ещё перед вылетом из Киева, заявил, что подписал приказ о «плановом и организованном отступлении» от стратегически важной железнодорожной развязки, после того, как противная сторона отказала европейским наблюдателям во въезде на эту территорию.
Однако, несмотря на заявления Порошенко, отступление никак нельзя назвать организованным. По свидетельству Прехарии, высшее украинское командование приняло решение об отступлении только тогда, когда ситуация стала катастрофической. Другие солдаты рассказали, что на пути отступления их ждала артиллерия ополченцев и засады.
Военный врач Альберт Сардарян рассказал, что его разбудили в час ночи и приказали немедленно уезжать с колонной бронированной техники и тысячью солдат. Ополченцы устроили засаду, и уцелевшим пришлось выбираться пешком, бросив убитых и раненых на дороге.
«Там был один парень, которому оторвало руку. Мне только удалось остановить кровь и положить его в более-менее удобном положении. Оставалось надеяться, что следующая за нами колонна его подберёт», сказал Сардарян.
Курящие у входа в госпиталь Артёмовска солдаты (многие с лёгкими ранениями) рассказывали о том, что осталось от Дебальцево.
«Города больше нет, он разрушен. Через два часа после объявленного прекращения огня там начало происходить что-то ужасное. Местные жители сидели в подвалах. Много тел на улице, и никто их не убирал, потому что шла постоянная стрельба».
«Это было безумие. Как в Чечне», сказал солдат, назвавшийся Игорем Некрасовым.
Некрасов считает, что противники продолжат попытки занять стратегически важные города.
Украинский солдат на бронированной машине во время отступления из Дебальцево, после нескольких недель ожесточённых боёв
Украинские власти настаивали, что Дебальцево никогда не было окружено, однако по свидетельствам военных медиков и солдат, которым удалось выбраться из города, все дороги обстреливались, из-за чего им больше недели не могли доставить боеприпасы, медикаменты и провизию.
Командующие вооружёнными силами Украины объявили в среду, что потери среди украинских солдат в Дебальцево составляют 22 человека погибшими и 150 ранеными. Однако солдаты рассказывают, что многие тела их товарищей остались в городе, и реальные масштабы потерь ещё предстоит оценить.
Директор артёмовского морга сказал Guardian, что с вечера вторника к ним поступило 23 тела, многие с пулевыми отверстиями. Это значит, что они погибли в ближних боях.
Российское государственное телевидение показало, как ополченцы водружают свой флаг на одно из уцелевших высоких зданий в Дебальцево, а также кадры, на которых ополченцы ведут по дорогам города несколько десятков украинских военнопленных.
Военные трофеи: пророссийские ополченцы пытаются починить танк (слева), брошенный отступающими украинцами
Город Дебальцево является важным транспортным и железнодорожным узлом, соединяющим Донецк и Луганск. Переход этого населённого пункта под контроль ополченцев можно считать важнейшей победой самопровозглашённых республик.
«По этой железной дороге уголь из Донецкой народной республики пойдёт в Луганск и другие города», сказал лидер ДНР в интервью одному из российских порталов.
Отступление украинских силовиков из Дебальцево можно считать также победой Владимира Путина, правительство которого поддерживает пророссийские силы на востоке Украины.
Во вторник во время своего визита в Будапешт Путин призвал Киев оставить Дебальцево. Лидеры Франции, Германии и Украины, встречавшиеся с российским президентом в Минске для выработки мирного плана заявили на саммите Евросоюза, что Путин пытался отсрочить прекращение огня на 10 дней, чтобы ополченцы могли завершить окружение города.
Захарченко, в свою очередь, после подписания минских договорённостей заявил, что его подчинённые прекратят огонь везде, кроме Дебальцево, которое, как он считает, по праву должно принадлежать ополченцам.
Хотя согласно минским соглашениям стороны должны были начать отвод тяжёлой техники во вторник, Киев и Донецк заявили, что не могут этого сделать из-за непрекращающихся боёв.
Однако появились и признаки некоторого прогресса на пути выполнения мирного плана: глава ЛНР Игорь Плотницкий объявил в среду о том, что его войска начали отвод тяжёлой техники, и что он ожидает от Киева аналогичных ответных шагов. Заместитель командующего Минобороны ДНР Эдуард Басурин заявил, что подчинённые ему силы отвели пять самоходных орудий из Оленевки (к югу от Донецка) в качестве «первого шага».
Отступление продолжается: украинские солдаты приближаются к Артёмовску
Постыдный разгром украинских войск в Дебальцево может обернуться политической катастрофой и для правительства Порошенко. Небезызвестный командир батальона Донбасс Семён Семенченко обвинил Киевское руководство в этом поражении, написав в своём Фейсбуке о намерении добиваться отставки начальника генштаба Виктора Муженко.
«Что помешало нам в Дебальцево? У нас было достаточно людей и оружия», пишет Семенченко. «Проблема в командовании и координации действий… Все, что сейчас происходит — это результат некомпетентного управления войсками, хотя сейчас это пытаются скрыть за пропагандистской шумихой».