В нашем бурном, каждый день и час меняющемся мире одним из важнейших вопросов, вокруг которых идут споры, является вопрос о культурных и религиозных ценностях, лежащих в основе мотивации поступков человека, вне зависимости от того, в какой стране он живет. Вопреки ожиданиям «конца истории», которые были свойственны немалому числу экспертов в конце прошлого века, с крушением биполярной системы, фундаментальные проблемы человечества не исчезли, а перешли с макро- на микроуровень, касаясь каждого человека. Сглаживанию противоречий, возникающих в ходе формирования новой политической реальности может способствовать межконфессиональный диалог, и в первую очередь – между представителями мировых религий, активнее других претендующих на участие в жизни современного общества – христианства и ислама.
Постепенно понимание необходимости такого диалога приходит и в России. Дополнительными стимулами к его ведению выступают как внутрироссийские, так и международные проблемы «Арабская весна», возрастающая роль событий на Ближнем и Среднем Востоке в рамках мирового политического процесса, определенные трудности межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений в России. Именно поэтому в стенах МГИМО (У) МИД России состоялся круглый стол «О создании Комитета по исламо-христианскому диалогу», в работе которого приняли участие ведущие отечественные востоковеды, журналисты, представители общественности.
Открывая заседание круглого стола, директор Центра партнерства цивилизаций ИМИ МГИМО (У) В.Попов отметил, что состояние, в котором на данный момент находится современное человечество, точнее всего можно охарактеризовать как цивилизационный разлом, проходящий нередко по конфессиональному признаку. Примеров тому можно привести множество: это и давление буддистов на мусульман в Бирме, и деятельность радикальной исламистской секты «Боко Харам» в Нигерии, выступающей против западного образования, западной культуры и науки; и антихристианские погромы, число которых резко возросло с момента американской оккупации и привело к тому, что ныне. в Ираке осталась всего треть христиан от довоенной численности. Темп современной жизни ускоряется, причем порой настолько, что реакция правительств на происходящие в мире события запаздывает. Необходимо найти способы донести до инстанций, что необходимо работать на опережение, заметил В.В. Попов. Именно Россия – признанных инициатор межконфессиональных контактов. При этом нельзя сбрасывать со счетов и необходимость привлечения парламентских кадров, как наших, так и зарубежных, к идее исламо-христианского диалога.
Продолжая тему, заданную модератором круглого стола, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Е.Пономарева с тревогой отметила, что в России крайне слабо развит опыт долгосрочного и многовекторного сотрудничества с различными политическими группами, даже противостоящими друг другу. В политической практике такая концепция многовекторного сотрудничества получила название «принцип Лиотэ», по имени командующего французскими колониальными войсками в Алжире и Марокко в начале ХХ века. Неумение работать на перспективу и опережение постоянно подводит нас к обескураживающим результатам. Примером может служить современная Украина, где во время и после произошедшего переворотазначительный вес приобрелиполитические силы, которые намереныстроить славянский рейх под эгидой греко-католической церкви. На Балканах проблемной группой, которая должна нас интересовать, являются различные группы мусульман, в том числе в Боснии, а также исламизированное албанское Косово. Однако между русскими и югославянскими народами, невзирая на многовековые связи, существует недопонимание на ценностном уровне. Так, в текущем году Фонд Горчакова при участии ассоциации «Сербско-русский мост» (г.Баня-Лука) намеревался провести в Сараево мероприятие, посвященное годовщине выстрела Гаврилы Принципа в Сараево и началу первой мировой войны. Однако само проведение мероприятия остается под вопросом из-за того, что сложно обеспечить безопасность приглашенных. Особенно значительное недопонимание между Сербией и Россией сохраняется по вопросу идеи и принципов евразийства. Сами эти принципы предполагаютобъединение усилий в культуре, экономике и военном деле со странами, в которых ислам играет не последнюю роль (Казахстан, Узбекистан), и с которыми наша страна связана исторически ничуть не меньше, чем со странами Балканского полуострова. В деятельности неправительственных организаций допускается много просчетов, отметила Е.Пономарева. Мы работаем с гигантами, упуская из виду накопленный в советское время опыт работы с самыми разными политическими организациями. Так, 16 марта состоятся парламентские выборы в Сербии. Но Россия к ним совершенно не готова, ибо мы не работаем ни с провластными, ни с оппозиционными политическими силами в этой стране, отметил докладчик.
Внимание ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН А.Яковлева привлекла иерархия ценностей современного общества, в которой он выделил три основных блока. Иррациональные идеалы и идеи, идеологии и интересы. Все решения, которые будут касаться возможных контактов по линии исламо-христианского диалога, должны приниматься с учетом современного состояниясетевыхструктур и НКО как в России, так и за рубежом. Если деятельности наших политиков на Востоке не будут сопутствовать ясность цели, то идея исламо-христианского диалога окажется бесплодной.
Сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН А.Сарабьев отметил, что специалистов-религиоведов собрать за одним столом для обсуждения важнейших проблем оказалось гораздо легче, чем представителей самих конфессий, которые от идеи полноценного диалога отказываются под различными благовидными предлогами. Позиция Русской Православной Церкви в отношении инославия сформулирована в документе «Основные принципы отношения Русской Православной церкви к инославию», принятом на Архиерейском соборе РПЦ в 2000 году.Однако этот документ предполагает определение отношений между конфессиями лишь на богословском уровне и при разрешении определенных этических проблем. В этой связи неоценимым является тот опыт контактов с религиозными деятелями, которым располагает Императорское Православное Палестинское общество(ИППО). В частности, к таким контактам можно отнести связи с муфтиями Ближнего Востока. Примером миротворческой деятельности ИППО может служить поездка делегации общества в Сирию и Ливан в декабре 2013 года, а также двусторонние контакты парламентариев с политическими и духовными деятелями стран Ближнего Востока
Чрезвычайныйи Полномочный Посол, руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Института актуальных международных проблем Дипломатической Академии МИД России О.Пересыпкин заявил, что для разрешения назревших конфликтов, в первую очередь внутри страны, необходимы активные действия НПО при поддержке государства. Кроме того, в политическая практика последних лет подводит нас к необходимости формирования Совета по делам религий или подобного ему координационного органа. Мы должны помнить, отметил дипломат, что мечеть не только место проповеди, но и центр массовой пропаганды. Кроме того, жизненно необходимо формирование Исламского богословского института. значительную роль во взаимоотношениях с деятелями ислама играл Комитет солидарности с народами Азии и Африки (ныне – Российского общества солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки). Ныне его возглавляет М.Маргелов, но деятельность наших парламентариев в этой области явно недостаточна. Работать на Востоке необходимо со всеми политическими силами, даже с террористическим крылом, хотя бы потому, что среди террористов могут быть не только фанатики, но и обманутые главарями радикалов люди.
Говоря о необходимости корректировки внутренней и внешней политики России на Востоке, научный сотрудник Института востоковедения РАНВ.Кузнецов заявил, что опасность салафизма, о которой так много говорят, а также неправительственные коммерческие каналы финансирования радикальных политических течений, - явление, возникшеемаксимум три десятилетия назад,и представляющее собой отход от первоначального принципа полиэтничности и определенной терпимости к иным конфессиям, которая была свойственна династиям Омейядов и Аббасидов.Докладчик напомнил, что сама идея диалога религий впервые в среде мусульман была предложена шиитами и впервые была озвучена Президентом Республики Иран в 1997-2005 гг. М.Хатами. Россия, проводяактивную внешнеполитическую деятельность на международной арене, может рассчитывать на понимание своей позиции, поскольку в отличие от Европы, может предложить не модель толерантности (довольно двусмысленной по своей сути), а опыт сосуществования в одной стране людей разной конфессиональной принадлежности.
Главный редактор научно-издательского центра «Ладомир» Ю.Михайлов, инициатор выпуска книги «Пора понимать Коран», получившей после своего выхода в 2007 году широкий резонанс в российских религиоведческих кругах, в своем полемическом выступлении заявил, что в России слабо развито представление о внутриполитическом характере религиозного радикализма. В таком положении заинтересованы, с точки зрения докладчика, основные бенефициары процесса борьбы с международным терроризмом – преимущественно силовые структуры. Однако за пределами общественного внимания остается то, что объединяет и христианство, и ислам – единство авраамической традиции. Опасность в том, что в России фактически отсутствует современное представление об исламе ХХI века, а вместо этого в медресе изучается фактически ислам средневековья, что и представляет собой основную внутреннюю опасность. По мнению Ю.Михайлова, в системе современного богословского образования необходимо формировать умение формулировать религиозную позицию с учетом всех основных конфессий, представленных в российской общественной жизни.
Чрезвычайный и Полномочный Посол А.Вдовин, соглашаясь с основными тезисами большинства собравшихся, подчеркнул, что необходимо не только развивать диалог со всеми влиятельными организациями исламского мира, но и при любой возможности преодолевать и блокировать тезис о конфликте православных и мусульман.
Ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований А.Крылов заявил, что сотрудничество между мусульманами и христианами вполне возможно на почве противостояния радикализму. Примером, по его словам, может служить опыт государства Израиль, в котором такая работа проводится на университетском уровне, а также Германия, где в Баварском университете Мюнхена имеется аналогичный опыт взаимодействия.
Известный культуролог С.Маркус рассказал о том важном значении, которое в рамках диалога конфессий может сыграть журнал «Исламская культура». Докладчик высоко оценил выступление Президента России В.В.Путина на встрече с муфтиями в Уфе 22 октября 2013 года, где впервые было сказано о необходимости новой «социализации ислама», создание новых исламских культурных центров. Важную роль, по словам выступавшего, играл и играет в донесении российской точки зрения на происходящие в стране и мире события канал «Русия аль-Яум». С.Маркус также выразил пожелание, чтобы смена редакции канала не повлияла в худшую сторону на его деятельность
Сложность исламо-христианского диалога связана также с тем, что в России после распада Советского Союза сильно дискредитирована левая идея. На это обратил внимание собравшихся ведущий научный сотрудник Центра партнерства цивилизаций ИМИ МГИМО Ю.Зинин. По его словам, левую идею и пропагандистские технологии подхватили и успешно используют исламские радикалы. Для России это означает, что необходимо изучать современное состояния левого движения на Востоке и плотно и всесторонне работать с ним.
В целом круглый стол, состоявшийся в стенах МГИМО, дал возможность не только для обмена мнений по злободневной проблеме поиска взаимопонимания на межконфессиональном уровне, но и предоставил возможность для разработки путей достижения этой цели. Отметим только, что эта цель может быть достижима при трех составляющих: национализации правящей элиты внутри страны, диверсификации российской экономики и формирования гражданского общества. Будем надеяться, что соображения наших экспертов будут востребованы отечественной дипломатией. Пожелаем им в этом успехов.
http://interaffairs.ru/read.php?item=10753 |