После распада СССР и ускоренного национально-государственного строительства в постсоветских странах резко вырос интерес к национальной теме. Новые возникшие вопросы и вызовы потребовали новых ответов. Особенно востребованы они стали с началом последних событий на Украине. Например, чем национализм отличается от нацизма?
Предлагаю рассмотреть этот конкретный вопрос с морально-этической точки зрения, по признаку любви и ненависти.
Каждому человеку обычно присуще национальное самосознание, когда он ощущает свою национальную принадлежность.
Тогда, национализм - это идеология, основанная на любви к своей национальности (нации) и гордости за свою национальность (нацию). При этом не важно, имеем ли мы в виду национализм этнический (как у национальности) или же национализм гражданский (как у нации). В случае мононационального (моноэтнического) государства, умеренный национализм вполне может быть приемлемой государственной идеологией. И никто вокруг не будет осуждать эту страну и даже не заметит этого явления. Более того, в высшей точке любви к своему народу национализм тогда может считаться патриотизмом.
Но, как говорится, от любви до ненависти один шаг. Когда любовь переходит разумную грань, то превращается в неумеренную страсть и болезненную зависимость. А гордость превращается в гордыню. Здесь для национализма подходит аналогия с любящей мамашей, которая считает своего ребёнка самым лучшим и исключительным. И, чересчур заботясь о своём чаде, начинает выгонять из песочницы чужих детей.
Так и крайний, радикальный национализм начинает проповедовать национальное превосходство и национальную исключительность.
И здесь он начинает смыкаться с такими видами ксенофобии (неприязни к чужим), как расизм (идея расового превосходства) и нацизм.
Нацизм – идеология, основанная на ненависти к другой национальности (нации) вплоть до её физического уничтожения. Термин «нацизм» употреблялся сначала как синоним «национал-социализма» - идеологии, господствовавшей в гитлеровской Германии. Но позднее появились новые его варианты и разновидности, например, неонацизм и другие. Главное же, что объединяет все эти течения - ненависть по национальному признаку. В качестве победившей государственной идеологии нацизм - это однозначно идеология войны.
Преимущество морально-этического подхода к этому вопросу состоит в том, что возможно рассмотрение различных вариантов нацизма и национализма, для более чёткого их различения.
Кроме вышеупомянутого умеренного национализма в моноэтническом государстве, который может быть вполне приемлемым, может существовать точно такой же умеренный национализм в полиэтническом (многонациональном) государстве. В данном случае он будет уже вызывать некоторые конфликты и межнациональные трения. Особенно, если он победит и утвердится как общегосударственная идеология.
Тогда привилегии, льготы и поддержку для определённой национальности начинает осуществлять уже весь государственный аппарат. С его мощными возможностями, как в поддержке, так и в репрессиях.
По мере радикализации национализма он становится всё более репрессивным. А от любви и поддержки своей национальности всё сильнее переходит к ущемлению и угнетению чужой национальности. И вот здесь национализм уже может сотрудничать с нацизмом. Но необязательно.
В случае, если внутри страны национализм сочетается и сотрудничает с нацизмом, то репрессии усиливаются, вплоть до физического уничтожения другой национальности или даже нескольких. Начинается геноцид - уничтожение по национальному признаку. В случае победы национализма в союзе с нацизмом в государственном масштабе возникает нацистское государство, которое обычно начинает вскоре вести враждебные действия против своих соседей.
Но может существовать и нацизм без национализма, как отдельное самостоятельное явление. Более того, может быть и интернациональный нацизм. Когда ненависть к определённой национальности проявляется со стороны не одной, как при национализме, а многих национальностей. Появляется так называемый «нацистский интернационал».
Также может быть нацизм на групповой, например, на религиозной (конфессиональной) основе, а также нацизм, как идеология каких-то иных групп и общностей людей. Пример - сегодняшние совместные враждебные действия против россиян и русских со стороны нескольких стран Запада. Или приезд нацистов-добровольцев для войны против России. И такие же действия со стороны отдельных западных структур и организаций.
Во время Второй Мировой войны объектом ненависти немецких нацистов (национал-социалистов) были в первую очередь евреи, восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) и цыгане. Сейчас же объектом ненависти украинских и западных нацистов стали в первую очередь русские. А живущие на Украине евреи, как это ни странно, иногда тоже выступают ярыми антирусскими нацистами. Такие исторические повороты, оказывается, вполне возможны.
www.warandpeace.ru /ru/exclusive/vprint/169160/
|