Новый закон,
заверил Дегтярев, будет гораздо лучше нынешнего. Среди его главных
новелл – введение ежегодных отчетов правительства о развитии образования
и узаконивание дистанционного обучения; легализация семейного и
самообразования и переход к профессионально-общественной аккредитации (в
том числе – с участием работодателей). Наконец, узаконивание начатого
Минобрнауки систематического мониторинга образования.
Среди
других новшеств – госгарантии социальной защиты педагогов. Однако
взаимен, подчеркнула замминистра образования и науки, госсекретарь
Наталья Третьяк, «от учителей потребуется повышение качества
образовательных услуг. Так, после принятия закона родители получат право
контролировать содержание образования и методику обучения, и уже с 1
сентября им нельзя будет сказать, что это вне сферы их компетенции. А
ученик получит право выбирать индивидуальную программу обучения, причем
не только в рамках своего учебного заведения, но и в других учреждениях,
причем, не обязательно образовательных». Например, «не посещать
школьные уроки физкультуры, а зачесть свои результаты в спортивной
секции»,-- разъяснила она «МК».
Еще одно важное новшество, по
словам Третьяк, заключается в «сохранении гимназий и лицеев, но
совмещение в рамках каждой как углубленных, так и обычных программ, и
даже программ для детей с программами развития».
Целый ряд не
менее важных поправок был, тем не менее, отклонен. Например, отпускать
на образование не 4% ВВП, как сегодня, а 7% (в Бразилии, напомнил
зампред думского комитета по образованию Олег Смолин, на эту цель
собираются ассигновать 10%). Или установить социальную студенческую
стипендию на уровне прожиточного минимума, а то «сейчас студенты
вынуждены не учиться и подрабатывать, а работать и подучиваться»,--
констатировал он.
Не прошло и предложение законодательно
ограничить родительскую плату за посещение детских садов на уровне
нынешних 20%, а для многодетных семей -- 10% зарплат. Или предложение
расширить бюджетный сектор высшего образования: узаконить бесплатное
второе высшее образование, установить число бюджетных мест в вузах на
уровне 220 на 10 тыс. населения (сейчас этот показатель равен 170, а к
2020 году сократится до 120), и уж тем более обучать в магистратуре
исключительно за счет бюджета. Равным образом не удалась попытка увязать
заработки учителей со средними по региону, исходя не из общей суммой
заработанного (большинство наших педагогов работают на 1,5-2 ставки, что
плохо сказывается на качестве обучения), а с одной ставкой 18 часов в
неделю.
Как уточнил «МК» зампред комитета Госдумы по образованию
Григорий Балыхин, при втором чтении «уточнены нормы, касающиеся
реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Оно допускается
только при положительном заключении комиссии по оценке последствий
такого решения. Что же касается сельских школ, то отдельно
оговаривается, что принятие решения о ликвидации или реорганизации
школы, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета
мнения жителей этого поселения».
В «проекте закона "Об
образовании " появится и новая статья - "Язык (языки) образования". В
России гарантируется получение образования на государственном, то есть
русском языке, а также выбор языка обучения и воспитания. Изучение
русского языка должно осуществляться в соответствии с государственными
образовательными стандартами. При этом в образовательных организациях на
территориях республик России может вводиться преподавание и изучение
государственных языков этих республик», но «не в ущерб изучению русского
языка. Граждане России имеют право на получение образования на родном
языке из числа языков народов России в пределах возможностей,
предоставляемых системой образования».
Третье чтение законопроекта, по словам депутата, может состояться 21 декабря.