Вопрос: У моего очень близкого друга последняя стадия рака. Можно ли что-то сделать, чтобы помочь ему пройти через это и чтобы он поправился?
Садхгуру: Я говорю это не из пренебрежения к вашему другу, но я хочу, чтобы вы поняли, что люди должны умирать. Когда и как — вот единственный вопрос. Когда смерть приближается к нам, мы сделаем всё возможное для нашего спасения, но, когда конец уже пришёл, — давайте научимся умирать достойно.
В западных странах люди, умирая, бесконечно борются со смертью — это действительно ужасный способ умереть. Даже если им 85-90 лет, они продолжают лежать в больнице с трубками и иглами по всему телу. Ничего страшного, если вы умрёте на два года раньше, гораздо важнее умереть спокойно и достойно. Смерть — это последнее, что вы делаете в своей жизни. Так почему бы не сделать это достойно?
Мы должны научиться принимать смерть как часть нашей жизни. Мы не желаем себе смерти, но давайте научимся проходить через неё с достоинством. Я вижу, как в США многие люди в домах престарелых увеличивают продолжительность жизни только благодаря медицинской поддержке. И это такая пытка для них и для окружающих. Вы бы видели, как там с ними обращаются. Через какое-то время персонал начинает раздражаться, потому что эти люди ничего не понимают, ничего не помнят. Они потеряли рассудок, так как живут дольше отведённого им времени. Без всей этой медицинской помощи они бы достойно умерли в нужный момент.
Если тело безнадежно сломано, давайте научимся умирать достойно. Дадим человеку понять, что всё в порядке, мы все — в очереди.
Я не пытаюсь высмеять чью-то болезнь, но мы должны понимать, где заканчивается одно и начинается другое.
Жить и умереть достойно
Вопрос: Но, Садхгуру, а как же окружающие люди, которым приходится видеть смерть близкого?
Садхгуру: Когда кто-то теряет дорогого ему человека, возникает ощущение, что у него отняли часть жизни, и он проходит через процессы скорби, потери и лелеяния прошлого. Не всё это можно выразить словами. Но в то же время мы не первые люди, родившиеся на этой планете, и не первые, кто умрёт здесь. Мы не знаем: получим ли образование, выйдем ли замуж, родим ли детей, сделаем ли многое в этом мире или нет. Но одно мы знаем точно — мы умрём. Хотя это и настолько очевидно, мы всё равно не можем смириться с этим.
Кто-то спрашивал меня: «Садхгуру, где и как умирают змеи? Мы никогда не видели мёртвую змею, если только её не убили». Кобры, например, когда знают, что должны умереть, находят какую-нибудь ветку, заползают на неё и не едят более 18-20 дней. Они умирают тихо.
Ползучее существо настолько осознанно, что знает, как долго это тело должно быть здесь и когда должно уйти. Точно так же и ваша жизнь, и любая другая жизнь осознаёт, когда ей нужно покинуть это тело — либо потому, что мы как-то сломали его, либо потому, что в теле больше нет необходимой интенсивности для поддержания жизни.
До тех пор пока жизнь здесь, мы будем делать всё, чтобы оберегать и хранить её, потому что мы ценим жизнь и дорожим ею. Но когда жизнь уходит, мы должны уважать это решение.
Когда я говорю «жизнь», я не имею в виду личность или множество мыслей, эмоций и занятий, в которые человек был вовлечён. Как личность, вы никогда не хотите уходить, потому что хотите быть бесконечной психологической драмой. Но жизнь хочет уйти в определённое время. Нравится вам это или нет, но жизнь хочет уйти, потому что не хочет навсегда оставаться в ловушке физической формы, которую вы накопили. Она наслаждается физической формой только в течение определённого времени. Но после, даже если всё идет хорошо, многие жизни уходят. Это часто можно наблюдать в Индии — йогины сами решают, когда им уходить. Когда они здоровы и прекрасно себя чувствуют, они садятся и уходят. Другие люди думают: «Зачем? Он был здоров, почему он решил уйти?» Вы хотите заболеть и умереть? Вы хотите мучиться в больнице 3 года, а потом уйти? Это не единственный способ уйти из жизни.
Последнее, что вы делаете в своей жизни, — это смерть. Разве не важно сделать это достойно? И когда наступает черёд других жизней, которые находятся рядом с нами, — не важно ли помочь им уйти с достоинством? Для чего ещё на 3 месяца растягивать всеми видами жизнеобеспечения жизнь, которая вот-вот уйдёт? Это значит, что вы просто невежественны в отношении природы жизни. Вы цепляетесь за то, что знаете. И не хотите познать то, чего не знаете. Вы знаете этого человека, вы наслаждались его личностью, но вы не коснулись природы его жизни — потому что пока вы не коснётесь природы своей жизни, то не сможете коснуться и другой.
Нам не нужно говорить о смерти или готовиться к ней. Всё, что нам нужно сделать, так это испытать то, что находится за пределами накоплений в виде этого тела и ума.
Если вы сидите здесь и сейчас и переживаете жизнь, которой вы являетесь вне этих накоплений, у вас не будет абсолютно никаких проблем с любым аспектом жизни, включая смерть. Мы должны понять, что смертность — это фундаментальная реальность нашего существования. Если вы не примиритесь с этим, то не познаете никаких других аспектов жизни в реальности — вы будете знать только драму. Смертность — это самая фундаментальная природа нашего существования. Мы смертны. Наше рождение означает, что мы умрём. Единственный вопрос — когда. Я благословляю вас на очень долгую жизнь. Но когда вы будете умирать, сделайте это достойно.
Старость может быть благословением. Отрывок из книги «Смерть: история изнутри»
Кажется, что все существа в мире, кроме человека, знают, как умирать с достоинством. Если вы идёте по лесу, даже по тому, который богат дикими животными, вы не найдёте валяющуюся тушу, если только это животное не убил хищник. Даже в городах, где из птиц в наше время в основном только вороны, вы не найдёте тушу вороны, которая умерла просто так. Все они знают, когда приходит время умирать, и поэтому уходят в тихое место и достойно умирают. Только человек не чувствует этого и умирает во всё более недостойной манере. Когда приходит смерть, у людей, которые не знали, как жить, обязательно возникнут проблемы с тем, как умереть.
Во многих отношениях старость может быть великим благословением, потому что весь жизненный опыт остаётся позади.
Когда вы приближаетесь к смерти, энергии становятся слабыми и постепенно покидают тело — это возможность гораздо легче осознать природу своего существования.
Когда вы были ребёнком, всё было прекрасно. Но вы жаждали вырасти, потому что хотели испытать жизнь. Когда вы стали молодыми, ваш ум был захвачен гормонами. Что бы вы ни делали — осознанно или неосознанно — всё было продиктовано этим. Очень немногие люди способны осознать пелену гормонов и смотреть на жизнь ясно. Все остальные находятся в этой ловушке. В молодости, когда тело энергично, очень трудно быть осознанным, потому что вы настолько отождествлены со своим телом, что не видите ничего кроме него.
Однако с возрастом это ослабевает. По мере того, как тело теряет свою живость, вы становитесь все более и более осознанными, потому что не можете отождествлять себя с увядающим телом. В пожилом возрасте все желания и опыт целой жизни остаются позади. Вы снова как будто ребёнок, но у вас есть мудрость и жизненный опыт. Эта часть жизни может стать очень плодотворной и замечательной. Если вы хорошо позаботитесь о процессе обновления организма, старость может стать чудесным временем. К сожалению, большинство людей страдают от старости просто потому, что не заботятся должным образом о процессе обновления организма. В пожилом возрасте многим людям трудно даже улыбнуться. Так происходит потому, что единственное, что они знали в своей жизни, было физическое тело. Как только тело начинает стареть, они впадают в уныние. Возможно, они даже здоровы и не болеют страшным раком, но на каждом шагу возраст говорит им: «Это не навсегда». Если человек пребывает в других измерениях опыта, он с лёгкостью справится с телом.
Старость и даже смерть могут быть радостным переживанием. Для этого нужно знать, когда уходить. И уходить достойно.