Никоновскую церковную реформу в Заонежском крае встретили активным неприятием. Затем пассивное сопротивление переросло в открытый вооруженный конфликт. В 1687 и 1689 году население силой захватило Палеостровский монастырь и удерживало его. В обоих случаях правительство пришлось направлять войска и приступом брать обитель. Не желая сдаваться осажденные пошли на коллективное самосожжение. Литература традиционно представляет этот конфликт, как борьбу приверженцев старого и сторонников нового церковного обряда, т.е. исключительно внутри христианскими распрями и никак иначе.
Однако более внимательное знакомство с теми событиями порождает серьезные сомнения в том, что это были столкновения в христианском формате, как традиционно считается. На размышление наводит деталь в труде Дмитрия Ростовского (Туптало) "Розыск о брынской вере" (начало ХVIII в.). Рассказывая о Палеостровской истории, почтенный митрополит прямо называл предводителя народных возмущений "врагом Божьим, волхвом и чародеем". Именно за ним пошли жители региона, оказав сопротивление никонианским властям.
О том, что же в религиозном отношении представляло собой это население, можно судить из книги Логинова К.К. "Семейные обряды и верования русского Заонежья" (1993). В работе обстоятельно показано, насколько мировоззрение людей не только второй половины ХVII столетия, но и значительно позже было далеко от христианства, определяясь совершенно иным духом. Неудивительно, что в этой среде большим авторитетом пользовался волхв-чародей, упомянутый Дмитрием Ростовским. Но нам до сих пор подают конфликт вокруг Палеостровского монастыря исключительно в русле христианских коллизий. Особенно тут преуспели на Рогожском (старообрядческом) кладбище, воспевая истинных церковных борцов, противостоящих церковным новинам.
Что за "христианство" и какую церковь защищали люди? - вопрос еще ожидающий прояснения.
|