Россия
видит себя островом стабильности во "все более труднопредсказуемом" и
"турбулентном" мире, а главным приоритетом своей внешней политики
считает постсоветское пространство. Об этом говорится в проекте
"Концепции внешней политики РФ", разработанный МИД РФ по указанию
президента, который оказался в распоряжении газеты "Коммерсантъ". Из
документа следует, что его авторы во многом отталкивались от ключевых
положений программной статьи Владимира Путина "Россия и меняющийся
мир", опубликованной накануне мартовских выборов. Одним из таких
положений является тезис о том, что России приходится строить свою
внешнюю политику в крайне нестабильном мире, а многие его беды и
проблемы происходят от попыток Запада, и прежде всего США, вмешиваться
во внутренние дела других государств. В сравнении с
2008 годом авторам нового документа мир видится более "нестабильным" и
"непредсказуемым". Факторы, делающие его таковым, описаны в разделе
"Современный мир и внешняя политика РФ". Первый - это
глобальный кризис. Второй фактор нестабильности - вмешательство Запада
в дела других стран, когда, как в случае "арабской весны", "попытки
навязывания другим собственной шкалы ценностей" чреваты "сползанием к
хаосу и неуправляемости в международных отношениях". Третий фактор -
расшатывание роли ООН - проявляется в попытках "регулировать кризисы
путем применения вне рамок Совбеза ООН односторонних санкций и мер
силового воздействия", "произвольном прочтении его резолюций",
"реализации концепций, направленных на свержение законных режимов". Четвертый
- усиление трансграничных вызовов и угроз, где в качестве одного из
ключевых пунктов впервые названы "угрозы в информационном пространстве".
И пятый фактор нестабильности - "тенденция на реидеологизацию
международных отношений" (в концепции 2008 года провозглашалось
"прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление
наследия холодной войны"). С учетом всех этих
факторов авторы концепции делают вывод: "В условиях глобальной
турбулентности и растущей взаимозависимости государств не имеют
перспектив попытки строить отдельные "оазисы спокойствия и
безопасности"". Тем не менее России отводится "уникальная,
сформировавшаяся за века роль уравновешивающего фактора в международных
делах и развитии мировой цивилизации". В соответствии с этой
сверхмиссией Россия и будет строить свою внешнюю политику. У
России, по мнению авторов, должно быть несколько ключевых целей.
Первая - помогать спасению мировой экономики, для чего "Россия намерена
активно содействовать формированию справедливой и демократической
глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры". Вторая
цель - борьба с вмешательством во внутренние дела. Для этого Москва
будет "добиваться уважения прав и свобод человека", но "с учетом
национальных, культурных и исторических особенностей каждого
государства". А в интернете - противодействовать использованию в этих
целях новых технологий. Третья цель - отстаивание
"безальтернативности" ООН, а значит, недопущение того, чтобы под
предлогом концепции "ответственности по защите" (как в Ливии)
"осуществлялись военные интервенции и прочие формы вмешательства". Реализовывать эти задачи Россия намерена в том числе и с помощью "мягкой силы".
Этот термин Владимир Путин впервые использовал в своей программной
статье, а потом и в июльском послании к российскому дипкорпусу. В новой
концепции впервые дается его отечественная трактовка - "комплексный
инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности
гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и
другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии". С
помощью такой "мягкой силы" Москва надеется создать "объективный образ
страны", а заодно улучшить "информационное сопровождение" своей
внешней политики. Для этого предполагается использовать "возможности
новых технологий" (Twitter-дипломатия), а также потенциал
"многомиллионной российской диаспоры" за рубежом. Проживающим
за рубежом соотечественникам в новой концепции вообще отводится особая
роль, а Россотрудничество впервые упомянуто среди структур,
участвующих в разработке и реализации внешней политики РФ. Изменились
акценты и в разделе "Региональные приоритеты". Абсолютным приоритетом
внешней политики РФ названа интеграция на постсоветском пространстве. В
концепции большое внимание уделено СНГ, Таможенному союзу, ЕврАзЭС (и
будущему Евразийскому экономическому союзу), ОДКБ и Союзному
государству РФ и Белоруссии (фактически выпавшему из прежней
концепции). Россия надеется "подключить к углубленным интеграционным
процессам" и Украину. Второе место среди приоритетов
РФ занимает Евросоюз - особо выделяется задача достижения безвизового
режима. Важнейшими партнерами в Европе названы Германия, Франция,
Италия и Нидерланды - то есть те, с кем Россия активно сотрудничает в
газовой сфере. Далее говорится о взаимодействии с ОБСЕ, НАТО, странами
Северной Европы, Советом государств Балтийского региона и Балканами. От
США РФ будет добиваться "правовых гарантий ненаправленности ПРО против
российских сил ядерного сдерживания", а также "соблюдения норм
международного права, включая принцип невмешательства во внутренние
дела государств". Развитие "дружественных отношений"
с Китаем и Индией названо одним из "важнейших" направлений российской
внешней политики. А Азиатско-Тихоокеанский регион объявлен "самым
динамично развивающимся геополитическим пространством, куда
последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики". |