Ди́кша (санскр. दीक्षा, dīkṣā IAST) — обряд посвящения в ученики в индуизме[1]. Является древней религиозной практикой основных направлений индуизма — вайшнавизма и шиваизма, где она рассматривается как абсолютно необходимое условие для достижения освобождения. Обряд дикши проводится гуру, который при этом передаёт ученику определённую мантру, а в случае вайшнавской дикши, также забирает его карму. Понятие дикши присутствует в буддизме, а также в джайнизме, где дикшу называют чаритра или маханибхишкраман.
В индуизме считается, что дикша духовно очищает и освящает человека, преображая его личность. Дикша имеет большое сходство с обрядом «упанаяна» и часто рассматривается как дополнение к нему, или даже выступает как замена этого ритуала, традиционно практикуемого в индуистских семьях дваждырождённых.
В вайшнавизме дикша прежде всего выступает как посвящение в жизнь служения и преданности Богу, как возможность вступления в более близкие взаимоотношения с Богом через посредство гуру. Параллельно с этим, считается что дикша даёт освобождение от значительной доли прошлых кармических реакций и способствует обретению духовного знания. В шиваизме, дикша рассматривается как абсолютно необходимое условие для достижения мокши.
Все течения сходятся на том, что правом посвящать в ученики может обладать только возвышенный и высококвалифицированный гуру, который, как правило, должен принадлежать к парампаре (цепи ученической преемственности) одной из авторитетных сампрадай индуизма и получить от своего гуру в парампаре право принимать учеников. Часто другими необходимыми требованиями является принадлежать к сословию брахманов или наличие брахманической инициации. Гуру обычно рассматривается как представитель Бога и ему оказывается соответствующее почтение. Кандидату на получение дикши обычно даётся испытательный период, в течение которого он погружается в изучение священных писаний и совершает другие духовные практики. После обряда дикши ученик получает новое духовное имя и священную мантру или мантры для повторения.
Существуют разные формы дикши: в некоторых течениях вайшнавизма обряды различаются в зависимости от кастовой принадлежности кандидата, а в шиваизме и тантризме принимаются во внимание природные наклонности и характер кандидата на получение дикши.
Другие виды дикши, такие как посвящение в монахи, включают в себя обет безбрачия, отказ от всей материальной собственности и всех мирских обязанностей, включая семейные узы. Подобное значение дикша имеет в джайнизме.
Значение дикши объясняется в различных священных писаниях индуизма. В «Хари-бхакти-виласе», авторства кришнаитского богослова Санатаны Госвами говорится:
« Ошибки советника падают на царя, а грехи жены падают на мужа. Точно также духовный учитель забирает грехи ученика. В этом нет сомнения.[2] »
Основным результатом дикши является передача духовного знания. В «Вишну-ямала тантре» говорится:
« Дикша, полученная от личности, которая осознала истину, является процессом, который даёт духовное знание и разрушает грехи. »
Вайшнавская система панчаратрика требует прохождение процесса известного как самскара, который состоит из пяти стадий очищения:
« Тапа, пундра, нама, мантра и яга; эти пять элементов составляют панча-самскару. Они являются причиной сильной преданности Господу Хари.
Как бронза превращается в золото когда смешивается со ртутью в алхимическом процессе, точно также тот, кто надлежащим образом обучен и инициирован истинным духовным учителем, немедленно становится брахманом.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%EA%F8%E0