Американские фермеры бьют тревогу: «нашествие» солнечных батарей угрожает их полям и урожаям. Пользуясь благоприятным общественным мнением, «чистые» энергетические компании ведут неприкрытую экспансию на сельскохозяйственные земли США. В погоне за прибылью они вытесняют производителей продовольствия с их территории – причем порой даже накануне собственного банкротства.
Гигантские ряды фотоэлектрических панелей выглядят привлекательно, увы, лишь на картинках. В реальной жизни источники возобновляемой энергии наносят существенный вред, как минимум, почве под ними и насекомым-опылителям. Власти некоторых штатов начинают это понимать и готовы сокращать площади под солнечными батареями ради того, чтобы спасти локальные экосистемы.
Однако Вашингтон по-прежнему обуян иллюзиями борьбы с глобальным потеплением. Министерство энергетики США вынашивает наполеоновские планы развертывания к 2050 году гигантских полей солнечных батарей на общей площади свыше 16 тысяч кв. миль — почти 42 тысяч кв. км. Это размер Массачусетса и Коннектикута, вместе взятых, а по российским меркам — территория Московской области.
Только представьте себе фантасмагорическую картину: вы четыре часа едете на автомобиле из Клина в Каширу, а вокруг все это время — сплошная сетка из темно-синих прямоугольников от горизонта до горизонта. И ничего больше: ни рощицы, ни полянки, ни жилья.
«Нас обложили!»
За пару последних десятилетий глобальные масс-медиа создали отличный пиар источникам возобновляемой энергии. Гигантские ветряки и аккуратные солнечные панели выглядят стильно, прогрессивно и умиротворяюще даже там, где их совсем не ждешь — над морскими волнами или на фоне средневековых городов.
Вот оно, сочетание научно-технического прогресса и сельской идиллии! Редко кто вспомнит, сколько птиц убивают лопасти ветрогенераторов каждый год и какой вред окружающей среде способна нанести гелиоэнергетика.
А ведь недостатки солнечных батарей давно известны. Это и низкая эффективность (коэффициент использования установленной мощности — не более 20%), и полная бесполезность ночью — в конце января, например, темное время суток длится в наших широтах 16 часов, и все это время солнечные панели простаивают.
Добавьте сюда невозможность никакой иной деятельности под батареями, деградацию фотоэлементов со временем, трудоемкое техобслуживание (батареи нуждаются в постоянной чистке от пыли и снега) и низкую экологичность полупроводников (они содержат свинец, кадмий, галлий, мышьяк) — и сложится представление о части проблем.
Которые усугубляются, когда речь заходит не о единственной панельке на крыше дома или над светофором, а о гигантских полях из солнечных батарей, занимающих сотни гектаров.
Применительно к сельским угодьям, первая и главная напасть от нескончаемых рядов панелей — их сильное нагревание. Такие «скатерти» из фотоэлементов требуют активной системы охлаждения — с хладагентами, насосами, вентиляторами. Фактически это настоящая электростанция, жить рядом с которой — то еще удовольствие. Но даже если этим хозяйством заставлены безлюдные пустоши вдали от домов, избыточное тепло все равно никуда не девается. Оно бьет по земле и ее обитателям.
Независимые американские СМИ рассказывают целые истории про невзгоды, которые терпят фермеры из-за «нашествия» солнечных батарей. Прежде всего они опасаются, что земля под ними никогда больше не будет пригодной для выращивания сельскохозяйственных культур.
«Мы производим еду, чтобы кормить людей, — говорят работники американских ферм. — Но пригодной земли становится все меньше, а на ту, что осталась, зарятся незваные гости. Нас обложили со всех сторон!»
Гордость Обамы
Отдельная беда — с насекомыми, прежде всего опылителями. Пытаясь снизить ущерб, энергетические компании высевают под своими батареями растения, привлекающие пчел, шмелей и бабочек. Но, вопреки красивым сказкам пиарщиков, через три года все это превращается в заросли сорняков, избавиться от которых, по мнению фермеров, можно лишь Раундапом.
В рекламных буклетах энергетические компании обещают фермерским хозяйствам неплохой заработок от сдачи пустующих угодий в аренду. Но в реальности вместо пасторального сосуществования те и другие развернули междоусобную войну. Фермеры жалуются на сильное давление со стороны энергетиков, скупающих их пахотные земли на корню.
Самое нелепое, что нередко энергетические фирмы, расставив повсюду купленные в кредит батареи, через несколько лет разоряются. Так случилось, например, с испанской Abengoa, построившей в Аризоне в 2013 году на 1,5-миллиардный кредит от правительства США солнечную станцию Solana Generating Station на 280 МВт размером 780 гектаров.
Эта станция считалась революционной из-за технологии шестичасового накопления энергии за счет плавления соли, которую нагревают 900 тысяч зеркал, и была предметом гордости «прогрессивного» президента Барака Обамы. Но с самого начала эксплуатации станцию преследовали проблемы: от пожаров на трансформаторах до шквалов, уничтожающих зеркала. А в 2016 году этот образчик «чистой» энергии был оштрафован на 1,5 млн долларов за… загрязнение воздуха.
Вместо обещанных 900 мегаватт в год Solana Generating Station так ни разу и не дотянула до 800 мегаватт. В конце концов Abengoa объявила в конце 2015 года о своем банкротстве…
«Вы здесь не навсегда!»
Но что же американские власти? Здесь все зависит от конкретного штата. Впрочем, даже если его руководство занимает вменяемую позицию, энергокомпании все равно способны навязать ему свою волю через суды и СМИ. И федеральное правительство скорее поддержит их, чем власти штатов и уж тем более фермеров.
Дело в том, что Вашингтон полностью вписался в глобалистскую стратегию по изменению климата и сам является главным ее проводником. Согласно сентябрьскому исследованию Solar Futures Управления энергоэффективности и возобновляемых источников энергии Минэнерго США, перед страной стоит амбициозная задача — сократить выбросы CO2 на 95% к 2035 году. К этому времени, по замыслу, в стране должно быть совокупно введено в строй 760–1000 ГВт гелиоэнергетических мощностей (сегодня они не превышают 80 ГВт). Это обеспечит 40% всех потребностей Штатов в электричестве.
К 2050 году, в рамках сценария-максимум «Декарбонизация + электрификация», американская гелиоэнергетика пополнится 1570 ГВт введенных мощностей и обеспечит 45% всех энергетических нужд страны. Это обойдется экономике США в 562 млрд долларов. Ну а общая площадь солнечных батарей должна будет составить поразительные 10 291 802 акра, или почти 41 650 кв. км. Километровая полоса из этих панелей могла бы опоясать экватор.
Планы, что и говорить, амбициозные. Ради них Вашингтон готов пойти на любые риски для экосистем штатов и закрыть глаза на неприятные социально-политические последствия. В исследовании Минэнерго США прямо говорится, что все эти риски признаются — но не учитываются. К слову, одной из потенциальных проблем развития солнечной энергии министерство называет блокировку других потенциально эффективных технологий, о чем сегодня вообще мало кто думает.
На фоне такой упертости федерального центра власти сразу 15 североамериканских штатов решили «пойти в отказ». Они ввели в действие противоположные программы — по выводу из эксплуатации солнечных батарей, причем на деньги владельца. Они подробно расписаны в декабрьском отчете Национальной лаборатории по изучению возобновляемой энергии при Минэнерго США.
«Вы здесь не навсегда!» — как бы заявляют строптивые штаты чересчур наглым энергетикам. Земля в подобных случаях должна быть восстановлена в первозданном виде — вплоть до повторного посева растительности и уничтожения подъездных путей. Без такого плана и финансовых гарантий под него никакие новые солнечные электростанции в этих 15 штатах размещаться не будут.
Кому все это нужно?
В идеале эти требования могли бы существенно замедлить и удорожить развитие возобновляемой энергетики в США. У этого современного вида луддизма есть лишь один недостаток — девелоперам от гелиоэнергетики на него откровенно плевать.
Красноречивый пример подал входящий в число «отказников» Вермонт. Предыдущий губернатор штата, демократ Питер Шамлин, дал солнечным панелям зеленый свет, разрешая ставить их везде и всюду. При нем энергетические компании легко добивались разрешений на строительство, невзирая на мнение местных жителей, и суд вставал на сторону крупного бизнеса.
Так, на процессе 2016 года Верховный суд Вермонта согласился с разгневанными жителями городка Ратленд в том, что компания Rutland Renewable Energy вопреки закону собирается установить 8820 панелей на крайне ценных угодьях — т. н. первичных сельскохозяйственных почвах. «Однако участок не использовался для с/х производства в течение 15-20 лет», — возразил горожанам судья Джон Дули. И отказал им в апелляции.
Сменивший Шамлина в 2017 году республиканец Фил Скотт повел более сдержанную политику относительно «зеленой повестки», даже позволив ученым штата критиковать недостатки возобновляемой энергетики. Тем не менее, в Вермонте вовсю действует норма, введенная сенатором-демократом Марком Макдональдом. По ней земля, отданная под солнечные батареи, вопреки всякой логике, продолжает считаться сельскохозяйственной.
Не стоит волноваться, объяснил Макдональд журналистам. В будущем панели станут более эффективными — и под них потребуется чуть меньше акров земли. Потерпите!..
А пока американские фермеры терпят, журналисты начинают задавать вопросы, кому же все это выгодно. «Совершенно невозможно, — оценил планы Минэнерго США по развитию гелиоэнергетики главный редактор консервативного форума Ricochet Джон Габриэль. — Дайте-ка угадаю: Хантер [Байден] открывает компанию по производству солнечных панелей?»
www.warandpeace.ru /ru/commentaries/view/162801/ |