Четверг, 09.05.2024, 19:59

Главная » 2014 » Август » 31 » Юрий ВАРАКИН: из-за извержения вулкана может произойти стремительное ледниковое наводнение
Фото предоставлено Росгидрометом

В Исландии землетрясение следует за землетрясением. По мнению геофизиков, если эта череда подземных толчков растормошит подледный вулкан Барударбунга, то исландцев ожидает большая природная парная, а европейцев - повторение событий 2010 года после извержения вулкана Эйяфьядлаёкудль. Об этом ИТАР-ТАСС рассказал начальник ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин.

- Что происходит в Исландии? Просыпается новый подледный вулкан? Эйяфьядлаёкудль номер два?

- К нам в ситуационный центр Росгидромета поступает из различных источников разноплановая информация. Основное внимание с точки зрения геофизического мониторинга сейчас приковано к землетрясениям, которые происходят всю последнюю неделю на юго-востоке Исландии вдоль тектонического разлома, который проходит как раз через крупнейший островной ледник Исландии - Ватнайёкудль. Здесь встречаются две самые крупные в Северном полушарии тектонические плиты.

За последние сутки в районе подледного вулкана Барударбунга произошло уже четыре крупных землетрясения с магнитудой, превышающей 5,0, и пока тенденции к снижению сейсмической активности мы не наблюдаем на основе данных исландских геофизиков и метеорологов. Так, одно из последних землетрясений произошло на глубине 5 км, а магнитуда составила 5,7.

- Это последовательные землетрясения или афтершоки после первого?

- Нет, это не афтершоки (повторный сейсмический толчок меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом. - ИТАР-ТАСС). Это самостоятельные толчки. В Исландии в принципе много небольших землетрясений происходит - почти 400 толчков были обнаружены автоматической сетью и в последние дни. Причем за прошедшие десять суток сейсмическая активность повысилась, и зарегистрировано более 20 средних сейсмособытий с магнитудой от 3,0 до 4,0.

Но в данном случае основная проблема не в самих землетрясениях, а в том, что здесь же, под толщей льда, расположен подледный вулкан Барударбунга. И подземные толчки его, можно сказать, тормошат. Один из них случился на расстоянии 4,8 км от кальдеры - широкой циркообразной вулканической котловины, по сути, озера из магмы, из лавы, прикрытого сверху, как льдом, каменной коркой.

Так вот, большинство землетрясений происходит на большой глубине - от 8 до 12 км. Но некоторые, особенно в северо-восточной части ледника Ватнайёкудль, отмечены совсем близко от поверхности - на глубинах от 6 до 4 км. А чем ближе к поверхности, тем выше вероятность, что корка над кальдерой разрушится и магма прорвется наружу. А наверху - слой льда толщиной до десятков метров, который пока держится.

- Но недавно уже сообщали об извержении этого вулкана. И серьезных последствий вроде бы не было…

- Да, верно. В результате проводимого исландскими специалистами с 16 августа более детального мониторинга сейсмической активности в районе вулкана 23 августа ими было зафиксировано первое в этом году подледное извержение в районе данного вулкана. Но оно было слабым и сопровождалось лишь кратковременным подледным выносом небольшого количества вулканической лавы из кальдеры.

Вследствие же того, что толщина слоя ледяной шапки над предполагаемым местом выхода лавы, по оценкам исландских специалистов, составляла от 150 до 400 м, то мощности извержения при его кратковременности просто не хватило для растопления льда и, соответственно, выброса вулканического пепла наружу в атмосферу вместе с облаком водяного пара.

Это событие послужило основанием для того, чтобы исландские специалисты приняли решение повысить степень авиационной опасности от данного извержения вулкана на одни сутки с оранжевого на красный уровень, но больше никаких повторных подледных извержений и выхода лавы в районе кальдеры вулкана Бардарбунга до настоящего времени не зафиксировано, даже несмотря на возросшую сейсмическую активность в районе вулкана в период 26-27 августа. Очевидно, что даже отмеченного в этом районе землетрясения магнитудой до 5,7 недостаточно, чтобы разбудить вулкан по-настоящему.

Но толчки продолжаются. Позавчера был один магнитудой 5,7, вчера утром - 5,6. Вблизи Бардарбунги еще неделю назад были установлены дополнительные сейсмические, GPS- и гидрологические станции. В этот же район были перемещены мобильные радары, способные контролировать рассеивание пепла. Бардарбунге по-прежнему присвоен оранжевый авиационный код. Согласно принятой в стране пятиуровневой классификации, этот цвет означает, что вулкан "проявляет все возрастающую активность, увеличивая вероятность извержения".

За последние двое-трое суток исландскими геофизиками зафиксированы случаи образования новых тектонических трещин в непосредственной близости от кальдеры вулкана, там, где толщина ледника минимальная. И соответственно, если магнитуда новых толчков в ближайшей перспективе вдруг превысит значения 6,5-7,0, то может возникнуть реальная угроза открытого извержения с выбросом вулканического пепла и водяного пара.

- И что тогда?

- В этом случае могут произойти стремительное ледниковое наводнение и рассеивание вулканического пепла.

Это означает и опасность в области гидрологии. Если лед начнет в результате бурно плавиться и таять, то может резко увеличиться уровень в реках, берущих свое начало на леднике Ватнайёкудль и текущих на юг Исландии. Например, в конечном счете может резко подняться уровень реки в районе портового городка Хёбн, так как он расположен как раз в районе устья реки ледникового происхождения, которая питается от этого Ватнайёкудля. Резкое таяние ледника означает резкое повышение уровня воды в этой реке и, соответственно, угрозу подтопления города.

- Возможно ли одновременное смешение всех стихий - огня вулкана, воды ледника, ветра приближающего с запада Атлантики урагана, да еще, чего доброго, вулканического пепла, как в 2010 году?

- Нет, я думаю, что такой мрачный сценарий очень далек от реальности. Действительно, сейчас над Северной Атлантикой сформировался мощный ураган "Кристобаль" - максимальная скорость ветра 36 м/с, порывы до 44 м/с. Он 27 августа утром находился в районе с координатами 30,4° северной широты, 71,5° западной долготы, а по прогнозу будет перемещаться на северо-восток, то есть как раз в направлении юга Исландии, до побережья которой доберется где-то в субботу-воскресенье.

Ураган несет с юго-запада более теплый воздух, чем ныне над островом, что означает большую вероятность сильных осадков в виде дождя и больших скоростей ветра в пределах 25-30 м/с. Кроме того, ожидается небольшое (на 2-4°) повышение среднесуточных температур в районе ледника, что может, в свою очередь, несколько ухудшить гидрологическую обстановку в районе города Хёбна.

Но ураган - отдельная история. Далеко не факт, что его приход будет встречен извержением. Если бы мы знали, скажем, что в ночь на воскресенье произойдет максимальное извержение, то можно было бы учесть это в синоптических прогнозах. Но будет ли извержение? Предыдущие подобные события в Исландии - ученые их называют интрузивными - длились в течение нескольких дней или недель и часто не приводили к извержению. Как раз недавно в совместном ежедневном докладе специалисты исландской метеорологической службы, Университета Исландии и Института наук о Земле напомнили о том, что современных методов, позволяющих предположить, что извержение Барударбунги неизбежно, нет. Сейсмика как наука еще далека от надежного прогнозирования. Мы можем только фиксировать уже произошедшие события.

Словом, это разноплановые явления, которые могут стечением обстоятельств наложиться друг на друга, а могут и оказаться разнесенными по времени. Однако извержение вулкана в настоящее время не может быть полностью исключено, и поэтому наблюдения за его состоянием продолжаются в режиме онлайн.

В любом случае происходящие синоптические процессы в Северной Атлантике так или иначе затрагивает всех европейцев как на западе, так и на северо-востоке Европы. То, что там происходит, выход мощных глубоких циклонов, рано или поздно доходит в виде дождей и сильного ветра и до нас - либо на Калининградскую область, либо на Питер, либо в целом на большую часть территории Северо-Западного федерального округа. Именно потому мы очень внимательно отслеживаем такие явления.

По этой причине для жителей Западной Европы, как и для Восточной Европы, также очень важно, чтобы не произошло сильного землетрясения или извержения подледного вулкана в Исландии. У вулкана Барударбунга очень большая по размерам кальдера, что означает большой объем магмы. Встреча ее с большим объемом льда в леднике может оказаться достаточно серьезной проблемой для данного района.

Беседовал Александр Цыганов