Понедельник, 29.04.2024, 00:42
Варган-Наития
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Концепция Общественной Безопасности [397]
Общество [1089]
Политика [1047]
Экономика [328]
Наука и Техника [875]
Прошедшее [95]
Военные действия [529]
Террор [254]
Происшествия [149]
Миропонимание [313]
Религиозная власть [137]
Человек [257]
Здоровье [278]
Техноген [76]
Экология [64]
Космос [55]
Солнечная система [84]
Планета Земля [102]
Стихийные аномалии [159]
Природные явления [104]
Землетрясения [519]
Наводнения [112]
Извержения вулканов [53]
Пророчества [12]
Исток-Исход-Империя [461]
Ченнелинги [209]
Влияние Иных [486]
Иные цивилизации [73]
НЛО [23]
Музыка [6]
Мультфильмы [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Нужна ли в паспорте гражданина РФ строка "национальность"?
Всего ответов: 8

 
Главная » 2013 » Ноябрь » 19 » Не про авиацию. Что у нас было. Подземный крейсер – засекреченный проект СССР
11:50
Не про авиацию. Что у нас было. Подземный крейсер – засекреченный проект СССР
Подземный крейсер – миф или реальность?

 Как и большинство военных объектов, закрытых грифом «Секретно», подземный крейсер, получивший звучное название с латинскими корнями «субтеррина», представляет собой нечто среднее между пустыми выдумками человека с неограниченной фантазией и реальностью.

Субтеррина, а точнее, механизм со схожим принципом действия, неоднократно упоминался в произведениях отечественных писателей-фантастов. В частности, в научно-публицистических произведениях Григория Адамова «Тайна двух океанов» и «Покорители недр». На страницах книг чудо-аппараты помогают героям добраться к центру Земли и вырваться из плена огромного айсберга. Фантастика! Или все же реальность?

Ученые сумели создать космические аппараты, бороздящие космическое пространство и самолеты. Так почему бы не спуститься с небес под землю?! Да, сопротивление грунта намного сильней сопротивления воздуха, но в мире существует множество удивительных вещей, создание которых на первый взгляд кажется чем-то нереальным и сверхъестественным. Учитывая, что данные об изобретении, разработке и испытаниях машины, способной проходить сквозь толщу грунта, сохранились, но все они не имеют какого-либо официального подтверждения, будем придерживаться точки зрения, что верить в существование подземной подлодки или нет – личное дело каждого.

Если верить информации, представленной в открытых информационных источниках, путь боевой подземной лодки от стадии проекта до создания опытных экземпляров был долгим и нелегким. В военные и послевоенные годы военная промышленность переживала настоящий бум, по указанию вышестоящего руководства, техники и инженеры метались от одного суперпроекта к другому. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Германии, где впервые был представлен проект подземного крейсера, и в подхватившем идею немецких изобретателей СССР. С подачи незаинтересованных в создании геохода лиц из влиятельных кругов, проект то и дело признавали неперспективным и откладывали папку с документацией в долгий ящик.

Работы по созданию подземных крейсеров имели эпизодический, временный характер и достигли лишь уровня экспериментальных испытаний. Серийное производство подземоходов так и осталось мечтой протекторов субтеррины, грезивших идеей создания мощного «оружия-невидимки», которое могло бы быстро перемещаться под землей, оставаясь недоступным для радиолокационной аппаратуры противника…

Субтеррина Требелева – универсальная подлодка

Как это часто бывает с выдающимися изобретениями, идея создания устройства, способного передвигаться под землей так же, как подлодка в морских глубинах, витала в воздухе за много лет до появления соответствующего проекта. Невероятно, но описания фантастического агрегата, действующего по принципу гигантского штопора, содержались еще в архивах сотрудника Эдисона – мистера Чални, современника Жюля Верна.

В государственных архивах первые упоминания о необычной машине появились с подачи русского инженера, но случилось это отнюдь не в России, а в Германии. Русский эмигрант, полковник царской армии, сделавший карьеру на одной из швейцарских фирм, первым подал заявку в патентный комитет. В 1933-м году подобную машину спроектировал и запатентовал немецкий инженер В. Фон Верн, которой позже заинтересовались в ставке Гитлера с подачи тогда еще никому не известного офицера сухопутных войск фон Штауфенберга. Но проекту не суждено было реализоваться – фюрер вынес по нему отрицательную резолюцию…

 

В ходе обыска дома фон Штауфенберга (уже экс-офицера генерального штаба) после путча осенью 44-го служащими СМЕРШа были обнаружены и захвачены чертежи по подземной лодке. К систематизированию информации по данному проекту на Лубянке приступили лишь год спустя, бумаги произвели эффект разорвавшейся бомбы. Эксперты обнаружили в техническом описании явно не немецкую фамилию – Требелев. В ходе внутреннего расследования выяснилось: одно из областных отделений НКВД еще в 33-м привело в исполнение приговор в отношении некоего инженера Требелева. За 2 года до ареста тот побывал в Германии, значит, немецкий шпион. Из протоколов допроса следовало, что в Берлине он встречался с немецким инженером и привез из Германии копии неких чертежей.

 

Не про авиацию. Что у нас было. Подземный крейсер – засекреченный проект СССР

Документы Требелева, изъятые при обыске в 33-м, до 45-го оставались в спецхране того самого областного управления. Когда их доставили в Москву, выяснилось невероятное: ассистент попытался усовершенствовать немецкое изобретение, и это ему блестяще удалось. У бывшего шефа СМЕРШа и Министра государственной безопасности Абакумова появился еще один шанс начать собственную игру против конкурента – Берии. С таким материалом на подчиненных Наркома, едва не уничтоживших стратегическое изобретение, можно было идти на «самый верх». Министр государственной безопасности не стал терять драгоценного времени и решил как можно быстрей восстановить чертежи в полном объеме и построить лодку.

 

18 мая 1949 года от Абакумова Президенту Академии наук СССР Вавилову было отправлено служебное письмо: «Прошу предоставить в мое личное распоряжение группу экспертов – ученых геофизиков и инженеров-конструкторов горнопроходческого оборудования»…

Экспериментальная модель чудо-устройства была готова уже через 2 месяца. Однако Абакумов так и не дошел до Сталина с докладом о преступной халатности Берии – информаторы шефа НКВД вовремя донесли о планах генерала. Полученная информация стала для Берии еще одним поводом разделаться с ненавистным соперником, стремительно превращающим Министерство государственной безопасности в суперведомство.

 

В начале 50-х Нарком внутренних дел и Нарком вооружений Дмитрий Устинов объединили свои усилия. Вдвоем они убедили вождя, что работы по подземной лодке не имеют перспективы. Тем более, бурно развивался атомный проект, находившийся под руководством Берии. Подземная лодка снова, как и 10 лет назад в Германии, безнадежно застряла в бюрократических лабиринтах. К изобретению Требелева вернулись только в начале 60-х…

Устройство геохода Требелева

Для военных машина, способная передвигаться под землей, была перспективной тактической единицей, посредством которой можно было незаметно пробираться на вражеские территории, разрушать командные пункты и подземные объекты противника. Для инженера Требелева геоход, который он лично наименовал «субтеррина», был нечто большим. Ученый настолько был поглощен наукой и желанием сконструировать удивительный аппарат, что назвал Субтерриной свою единственную дочь. Об «обратном» назначении лодки не думал – его целью было создание механизма для рытья тоннелей для городских коммуникаций, добычи полезных ископаемых, геологоразведки и т.д.

 

По замыслам Требелева, подземная лодка должна была одинаково успешно двигаться как в воде, так и под землей. Советский инженер намеревался сконструировать специальное устройство, которое могло бы резко увеличивать температуру внешней оболочки и буквально прожигать землю…

 

В 30-х годах Требелев подметил, что с увеличением скорости обработки материала давление резания заметно снижается. Это позволяло снизить мощность агрегата, которым, собственно, и производится обработка. Совместно с конструкторами А. Кирилловым и А. Баскиным выпускник московского университета разработал машину, принцип передвижения которой был заимствован у коренного жителя подземелья – крота.

 

Перед составлением проектной документации ученые какое-то время наблюдали за жизнью земляных кротов, изучали их движения во время перемещения в толще грунта. Схемы движений получали при помощи рентгеновского аппарата. Исследования показали, что зверьки передвигаются вперед в основном за счет характерных вращений головой и лапами. Именно эту особенность Требелев решил положить в основу «субтеррины»: механизм должен был двигаться подобно традиционному штопору.

 

Официальных документов относительно чудо-машины, ставшей результатом работы творческого трио Кириллова, Баскина и Требелева, как и следовало ожидать от секретного проекта, не сохранилось. Технические и внешние характеристики можно описать лишь по неподтвержденным данным.

 

Лодка имела вид продолговатой капсулы, в передней части которой располагался огромный бур, посередине – не менее внушительный шнек. В задней части крейсера были предусмотрены 4 домкрата, назначение которых состояло в подталкивании субтеррины вперед подобно задним лапам крота, когда тот пробирается сквозь грунт. Бур должен был быть выполнен из твердосплавного металла для дробления даже твердых горных пород. Номинальная скорость капсулы – 10 м/час. Отработанная порода при этом должна была вдавливаться шнеком в стенки образовывающегося тоннеля. Скорость бура составляла 300 оборотов в минуту. Конструкторами была предусмотрена возможность управления механизмом посредством водителя либо удаленно, через многожильный кабель. Меняя усилие на домкратах, оператор мог изменять направление движения машины. Шнек был реверсивным, что давало возможность движения не только вперед, но и назад. Как и любой механизм, подземная лодка должна была получать энергию для функционирования. Требелев предусмотрел подвод электропитания с поверхности кабелем.

Субтеррина Хрущева – крымская красавица

 

Летом 1962-го года жители местечка Громовка, что на западном побережье Крыма, в 24 часа были переселены из своих домов в соседний городок Черноморск. Всем переселенцам была выплачена хорошая денежная компенсация и предоставлены новые квартиры. Любопытствующим объяснили: на этом месте будет построен научный центр, дома колхозников перестроят под коттеджи для ученых. На самом деле в крымских степях готовились к строительству завода по производству подземных лодок. В освоении выгодного оборонного заказа должны были участвовать и предприятия Украинской ССР. Советский лидер Никита Хрущев, уже передавший Советской Украине Крым, сделал еще один подарок республике, которой руководил при Сталине, и где, кстати, начинал простым шахтером (и, может быть, поэтому Никита Сергеевич относился к подземной лодке с таким живым интересом).

 

3 мая 1962 ЦК КПСС было вынесено постановление, согласно которому из бюджета Министерства обороны были выделены соответствующие ассигнования, а также произведено включение строительство объекта по производству оборонной продукции в 7-летний план народнохозяйственного развития УССР.

 

Завод в Крыму был построен в рекордные сроки (даже для того времени) – за 2 года. По официальной версии объект возводился как ТЭС с перспективой переоборудования под использование энергии ветра. Курировал оборонную «стройку века» Министр обороны, доверенное лицо Хрущева – маршал Родион Малиновский.

 

Разработку части электроснабжения подземной лодки доверили ленинградскому профессору Г. И. Бабату, профессору Г. Н. Покровскому и академику А. Д. Сахарову. Первый предложил использовать в качестве генератора энергии установки сверхвысокочастотного излучения. Сахаров и Покровский активно работали над поиском более быстрых и эффективных способов передвижения геохода в твердых горных породах. И это им, собственно, удалось.

 

Уже к весне 64-го года был собран первый экспериментальный образец советской подземной лодки – титановый цилиндр с заостренным носом и кормой диаметром 3 метра и длиной 25 метров. При создании машины использовали теорию Покровского, доказывающую, что пузырьки газа при определенных условиях могут эффективно разрушать горную породу, разработки Сахарова относительно передвижения лодки за счет резкого повышения температуры внешней оболочки капсулы и более ранние наработки Требелева.

 

Субтеррина оказалась настоящей красавицей. Во всяком случае, для тех, кому ее довелось увидеть. В кинохронику знаменательное событие не пустили, хотя военно-стратегическая летопись тогда велась тщательно Управлять новым стратегическим оружием должен был экипаж из пяти человек. Подземная лодка могла нести до 15 бойцов и до тонны вооружения со скоростью до 15 км/час. Боевую задачу записали так: «Обнаружение и уничтожение подземных командных пунктов и ракетных шахт противника».

 

Новый вид оружия Хрущев осмотрел лично. «Мы должны делать такие лодки как сосиски – на конвейере», – сказал он. Правда, через время Никита Сергеевич повторил эти слова применительно к ракетным установкам, в которых видел большую перспективу. Несмотря на любовь, возникшую к ядерным боеголовкам, советский лидер не забывал о субтеррине. В этом подземном крейсере его привлекал эффект внезапности. Засечь капсулу традиционными средствами слежения было практически невозможно. Это было особенно ценно, так как американцы обладали совершенной системой ПВО.

 

Собранная в рекордные сроки, субтеррина была полностью готова к испытаниям. Проверку дееспособности капсулы решили проводить на Урале, в условиях более твердых грунтов и обширных территорий…

 

Не про авиацию. Что у нас было. Подземный крейсер – засекреченный проект СССР

«Боевой крот»: испытания на Урале

 

В середине 60-х советские атомные субмарины легко достигали американских берегов. Со временем планировалось доставлять туда и субтеррины. Полевые испытания нового оружия решили провести на территории Уральского военного округа. Урал значительно обширнее Крыма по территории, да и грунты там более твердые.

 

Испытания боевого крейсера, получившего название «боевой крот», прошли осенью 1964-го, о чем позже писал журнал «Популярная механика» и были упоминания в книгах «СССР vs Германия. В погоне за сверхоружием» А. В. Крючкова и «Специальное оружие второй мировой войны» М. и В. Козыревых.

 

Результаты испытаний поразили всех. Подземная лодка, внедрившись в грунт, как по маслу прошла около 15-ти километров и разрушила подземный бункер условного противника. Необходимая для перемещения энергия вырабатывалась ядерным реактором.

 

«Невероятно!», – такой была первая реакция на командном пункте. Результаты испытаний поразили даже бывалых военных. Новое оружие выглядело фантастикой, но фантастикой в действии. Эксперимент решили повторить, но случилось страшное ЧП: крейсер неожиданно взорвался, экипаж и десантники погибли. Не удалось спастись и командиру – полковнику Будникову, который, по официальным данным, до середины 90-х годов считался пропавшим без вести. Конкретные причины взрыва подземной лодки до сих пор тщательно засекречены. Из «открытых» данных сохранились только странные всплески на сейсмограммах.

 

Это была реальная проблема оборонного проекта. Между инженерами и военными начались серьезные конфликты. Протоколы закрытых совещаний тут же засекретили, но разговоры все же пошли: как же так, огромные денежные суммы буквально зарываются в землю…

 

После аварии в уральских горах решение по субтеррине решили отложить. В стране сменилась власть, высшие посты занял Леонид Брежнев. Куратором направления «боевой крот» назначили Дмитрия Устинова. Этот могущественный человек уже когда-то приложил руку к закрытию проекта. В середине 60-х, после первых полетов в космос, Устинов продвигал идею создания «ядерного щита» в околоземном пространстве. Сейчас звучит как фантастика, но в кабинетах Министерства обороны обсуждалась идея построить командный пункт стратегического назначения на Луне. Объект в Крыму преобразовали в ТЭС, персонал разослали по дальним гарнизонам. На этом история подземного крейсера заканчивается… Оборудование пытались использовать при строительстве метро в Киеве, но устаревшие технологии оказались слишком затратными в деле. Приобрести новые гражданские машины оказалось гораздо экономичней и проще. Что и было сделано… На этом история подземного крейсера заканчивается…

Источник

Категория: Наука и Техника | Просмотров: 796 | Добавил: Vargan | Теги: техника | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
19.11.2013 @ 11:51 Спам
Варган (Vargan) [Материал]
Имя *:
Email *:
Код *:
Варган-Наития © 2024
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Сайты
  • Муджи в России
  • Культ Ура и Культ Тура
  • НАУКА И ЖИЗНЬ
  • КОБ-образование
  • ДОТУ
  • Концепция общественной безопасности
  • ВПП Курсом Правды и Единения
  • Новый образовательный стандарт
  • Мера: Форум сторонников КОБ
  • Закон времени
  • МедиаМера
  • Вики-КОБ
  • Информационно Аналитический Центр (ИАЦ)