"Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака... не брал", — самая знаменитая фраза, когда-либо приписывавшаяся Ивану Грозному. По сюжету фильма "Иван Васильевич меняет профессию" герой Юрия Яковлева возвращается в Москву XVI века, вырванный оттуда безответственными экспериментами инженера Шурика Тимофеева. Если персонажу исторической фантазии Булгакова придать столько же лет, сколько актеру, — 45, то следует вывод: новые испытания еще ждут его впереди. Спустя шесть лет Иван Грозный потеряет сына, вероятно, убитого им самим в припадке гнева. Многие недели монарх будет носить траур, бить поклоны, молиться и все же не примет на себя ответственности за преступление. Для некоторых историков такое поведение царя — знак его невиновности. Уже 150 лет раздаются голоса тех, кто считает, что Ивана обвиняют облыжно.
Все было совсем иначе
Впервые споры о том, ответственен ли русский царь за сыноубийство, вынесли на суд широкой публики в 1885 году. Художник Илья Репин, известный своими остросоциальными полотнами, представил картину "Иван Грозный убивает своего сына", оказавшуюся в буквальном смысле не ко двору. По распоряжению императора Александра III работу мастера сняли с выставки, а ее владельцу, меценату Павлу Третьякову, запретили показывать произведение зрителям. Изображение монарха, обнимающего своего окровавленного сына, некоторым при дворе казалось вызывающим. А один из высших чиновников империи — Константин Победоносцев и вовсе посчитал, что оно антиисторично.
"Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения. <…> Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения идеалов. Прежние картины того же Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта картина просто отвратительна. <...> и нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… [изображенный на ней] чисто фантастический", — писал Александру III Победоносцев.
Аргументы сторонников невиновности Грозного были хорошо известны на исходе XIX столетия. Их главный довод: в русских летописях о причинах смерти Ивана-младшего почти ничего не рассказано. Красочная история, по ходу которой царь сначала бросается на сына, а затем горько оплакивает его, — взята из трактата иезуита Антонио Поссевино "Московия" и иногда дополняется свидетельствами других текстов. Поскольку иностранный гость не имел оснований относиться к Грозному благосклонно, а его миссия в
...
Читать дальше »