Мультироторный летательный аппарат с источником энергии на основе водородных топливных элементов представил научный коллектив российских разработчиков из Центра компетенций НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии ФИЦ ПХФ и МХ РАН (г. Черноголовка) и молодежной лаборатории перспективной энергетики Института электродвижения МФТИ (г. Долгопрудный).
Продемонстрировано 2-4 кратное преимущество в энергоемкости энергоустановок на основе топливных элементов перед литий-ионными аккумуляторами. По итогам испытаний время непрерывного полета составило 2.5 часа.
Суперактуальная на текущий момент сфера применения водородного топлива - беспилотная техника, и, в первую очередь, авиация. Именно там решающим фактором является время работы, обеспечиваемое источником питания.
Главное преимущество энергоустановок на основе водородных топливных элементов - высокая удельная энергоемкость по сравнению с аккумуляторами, что обеспечивается высоким КПД топливных элементов.. Достигнутые значения энергоемкости составляют 550-750 Вт*ч/кг. Это в 2-4 раза превышает энергоемкость современных аккумуляторов, что обеспечивает пропорциональное увеличение автономности беспилотной техники.
Межвузовская коллаборация ученых ФИЦ ПХФ и МХ РАН и МФТИ разработала пилотный образец мультироторного летательного аппарата с источником энергии на основе водородных топливных элементов условиях Арктики.
“Источник питания дрона - две батареи топливных элементов мощностью 1 киловатт. Топливо для них - это водород, находящийся в баллоне высокого давления. Такая энергоустановка может обеспечивать непрерывный полет аппарата длительностью до 2,5 часов. Если тот же аппарат питать от литий-ионных аккумуляторов, то для обеспечения этого времени полета его придется периодически сажать, менять или заряжать аккумуляторы , либо запускать одновременно несколько аппаратов, что делает процесс более затратным. Конструкция имеет взлетный вес до 15 кг, может нести полезную нагрузку до 2 кг, скорость полета до 50 км/ч”, - рассказал руководитель проекта, руководитель Центра компетенций НТИ ФИЦ ПХФ и МХ РАН Алексей Левченко.
Разработчики подчеркивают, что для легкой беспилотной техники использование топливных элементов с водородом в качестве топлива на сегодняшний момент весьма оправдано. Кроме того, созданные для водородного летательного аппарата топливные элементы могут использоваться не только в авиации, но для решения широкого спектра задач - портативного электроснабжения, зарядки гаджетов, для электровелосипедов в качестве источника энергии, далее
...
Читать дальше »