Григорий Яковлевич Перельман (р. 13 июня 1966, Ленинград) — выдающийся российский математик, автор доказательства гипотезы Пуанкаре.
Григорий Яковлевич Перельман родился 13 июня 1966 года в Ленинграде. Его отец был инженером-электриком, в 1993 году эмигрировал в Израиль. Мать осталась в Санкт-Петербурге, работала учителем математики в ПТУ. Распространено заблуждение, что Григорий Перельман является сыном известного популяризатора науки Якова Перельмана, однако тот умер в марте 1942 г. в блокадном Ленинграде.
Перельман окончил 239-ю физико-математическую школу города Ленинграда. В 1982 году в составе команды советских школьников завоевал золотую медаль на Международной математической олимпиаде, проходившей в Будапеште. Был без экзаменов зачислен на Математико-механический факультет Ленинградского государственного университета. Побеждал на факультетских, городских и всесоюзных студенческих математических олимпиадах. Все годы учился только на «отлично». За успехи в учёбе получал Ленинскую стипендию. Окончив с отличием университет, поступил в аспирантуру при Ленинградском (ныне Санкт-Петербургском) отделении Математического института им. В. А. Стеклова. Защитив кандидатскую диссертацию, остался работать в институте старшим научным сотрудником.
В конце 1980-х Перельман приехал в США, где работал постдоком (англ.) в разных университетах. В 1996 году вернулся в Санкт-Петербург, где работал в Математическом институте им. В. А. Стеклова. В декабре 2005 года он ушёл с поста ведущего научного сотрудника лаборатории математической физики, уволился из Математического института и практически полностью прервал контакты с коллегами.
К дальнейшей научной карьере интереса не проявлял. В настоящее время живёт в Купчино в одной квартире с матерью, ведёт замкнутый образ жизни, игнорирует прессу.
Григорий Перельман известен работами по теории пространств Александрова, сумел доказать ряд гипотез.
В 2002 году Перельман впервые опубликовал свою новаторскую работу, посвящённую решению одного из частных случаев гипотезы геометризации Уильяма Тёрстона[9], из которой следует справедливость знаменитой гипотезы Пуанкаре, сформулированной французским математиком, физиком и философом Анри Пуанкаре в 1904 году. Описанный учёным метод изучения потока Риччи получил название теории Гамильтона — Перельмана.
Признание и оценки
В 2006 году Григорию Перельману за решение гипотезы Пуанкаре присуждена международная премия «Медаль Филдса», однако он отказался от неё.
В 2006 году журнал Science назвал доказательство теоремы Пуанкаре научным «прорывом года» («Breakthrough of the Year»). Это первая работа по математике, заслужившая такое звание.
В 2006 году Сильвия Назар написала статью «Manifold Destiny»(англ.), которая рассказывает о Григории Перельмане и математическом сообществе и содержит редкое интервью с ним самим.
В 2007 году британская газета The Daily Telegraph опубликовала список 100 ныне живущих гениев, в котором Григорий Перельман занимает 9-е место. Кроме Перельмана в этот список попали всего лишь 2 россиянина — Гарри Каспаров (25-е место) и Михаил Калашников (83-е место).
18 марта 2010 года Математический институт Клэя объявил о присуждении Григорию Перельману премии в размере 1 миллион долларов США за доказательство гипотезы Пуанкаре. Это первое в истории присуждение премии за решение одной из Проблем тысячелетия. Остаётся неясным, примет ли Перельман эту премию.
О судьбе Перельмана повествует биографическая книга Маши Гессен «Perfect Rigor: A Genius and the Mathematical Breakthrough of the Century», основанная на многочисленных интервью с его учителями, одноклассниками, сослуживцами и коллегами.
Григорий Перельман, самый умный человек планеты, и кризис математического образования
Девятым валом по страницам газет пронеслись сообщения о том, что самый умный человек планеты - петербургский математик Григорий Перельман. Он решил задачу, над которой бились лучшие математики мира более ста лет - доказал гипотезу Пуанкаре. За это ему присуждены премия математического института Клея, звание лучшего математика Европы и от Всемирного математического конгресса медаль Филдса, которая у математиков равносильна Нобелевской премии. Прессу взволновал вопрос - отказался или нет Г. Перельман от приза в миллион долларов института Клея. Но поговорим о более главном и более серьезном.
Где учатся герои, способные совершить такие научные подвиги? А Григорий Перельман совершил настоящий научный подвиг. Учился он в знаменитой средней школе № 239 с углубленным изучением математики. Теперь это физико-математический лицей № 239 города Санкт-Петербурга, знаменитый тем, что выпустил крупных ученых, выдающихся людей больше, чем тысячи школ, лицеев и гимназий страны вместе взятые.
В 1982 году о Грише Перельмане написали многие газеты. Ведь он в составе Международной сборной команды Советского Союза стал абсолютным победителем 23-й Международной математической олимпиады в городе Будапеште, показав фантастический личный результат - 42 балла из 42. Он решил все шесть сложнейших задач. За эту победу он получил золотую медаль и специальный приз. Так как члены сборной имеют право стать студентами любого вуза страны без сдачи вступительных экзаменов, то на математико-механический факультет Ленинградского университета его зачислили без вступительных экзаменов (в 16 лет; он родился 13 июня 1966 года).
Что можно рассказать про математико-механический факультет Ленинградского, а теперь Санкт-Петербургского университета, студентом которого стал Григорий? В 1924 году этот факультет окончил Василий Леонтьев. Почти сразу же после окончания матмеха Василий Леонтьев оказался в США, там стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики и более того - его называют "отцом американской экономики". Наш единственный отечественный лауреат Нобелевской премии в области экономики Леонид Витальевич Канторович - профессор того же матмеха, получил звание профессора в 27 лет. Перечисление по-настоящему великих математиков и педагогов, работавших на факультете, заняло бы целые тома. Академик, ректор университета с 1952 по 1964 годы, мастер спорта СССР Александр Данилович Александров, который, кстати, много сделал и для развития нашего Дальневосточного университета. Недавно вышла его биография. Сергей Львович Соболев (академиком стал в 30 лет), Владимир Иванович Смирнов, Дмитрий Константинович Фаддеев. За их именами стоят новые теории, крупные открытия, знаменитые учебники, и, что самое главное, крупные математические школы. В этих школах "проходят огранку" самые дорогие "бриллианты" мира, формируются математики высочайшего полета. Вот где получил надежную фундаментальную базу талант Григория Перельмана.
Обратимся к истории вопроса. В 1900 году на математическом конгрессе в Париже Давид Гильберт предложил список из 23 проблем, которые необходимо решить в двадцатом столетии. К настоящему времени из них разрешена 21 проблема. Выпускник матмеха 1968 года Ю.В. Матиясевич завершил в 1970 году решение 10-й проблемы Гильберта. Ю.В. Матиясевич также входил в состав Международной сборной страны по математике и без вступительных экзаменов был зачислен на матмех. В начале 21 века в Математическом институте Клея (Кембридж, Массачусетс, США) был составлен аналогичный список из семи важнейших задач математики на 21 столетие. За решение каждой объявлялся приз в миллион долларов. Одну из этих важнейших задач еще в 1904 году сформулировал Пуанкаре: все трехмерные поверхности в четырехмерном пространстве, гомотопически эквивалентные сфере, гомеоморфны ей. Простыми словами гипотезу Пуанкаре можно изложить так: если трехмерная поверхность в чем-то похожа на сферу, то ее можно расправить в сферу. "Формулой Вселенной" утверждение Пуанкаре называют из-за его важности в изучении сложных физических процессов в теории мироздания и из-за того, что оно дает ответ на вопрос о форме Вселенной. Играет свою роль это открытие и в развитии нанотехнологий.
И здесь уместно сказать об одной особенности современной математики: она изучает искусственно изобретенные объекты. Нет в природе четырехмерных пространств, нет групп, полей и колец, свойства которых усиленно изучают математики. И если в технике постоянно создаются новые аппараты, всевозможные устройства, то в математике создаются их аналоги - логически возможные устройства, логические приемы для мыслительной деятельности человека, для аналитиков в любой области науки. И всякая математическая теория, если она строгая, рано или поздно находит применение. К примеру, многие поколения математиков и философов пытались аксиоматизировать философию. В результате этих попыток была создана теория булевых функций, названных по имени ирландского математика и философа Джорджа Буля. Эта теория стала ядром кибернетики и общей теории управления, которые вместе с достижениями других наук привели к созданию компьютеров, современных морских, воздушных и космических кораблей. Таких примеров история математики дает десятки.
Каково практическое значение открытия Перельмана? На этот вопрос ответил еще семьсот лет назад Роджер Бекон: "Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам. Более того, он даже не способен оценить уровень своего невежества, а потому не ищет от него лекарства".
Что же происходит сегодня? Завуч одной школы в связи с нехваткой учителей просит Институт математики и компьютерных наук ДВГУ направить студентов 4-5-х курсов к нему на работу в школу учителями математики: "Только чтобы они были нормальными людьми и не мучили детей решениями задач. Для чего изучают математику в школе - чтобы выпускник знал, что есть теорема Пифагора. Вы ведь не считаете, что главное в обучении математике - решение задач?"
Эта тенденция проявляется во всех новшествах средней и высшей школы. Только так можно обосновать практическое исчезновение математики из школьных и многих вузовских программ даже там, где она должна быть доминирующей.
Вместе с гордостью за успех нашего замечательного математика почему-то приходят в голову грустные мысли о судьбе математического образования в стране, о постигшем его системном кризисе, о том, что надо срочно вылезать из этого кризиса. А возможно, деградация уже необратима. Сможем ли мы сохранить или создать снова такие же школы, как лицей № 239 или матмех? Вопрос отнюдь не риторический.
Качество общеобразовательной подготовки выпускников средних школ должно быть основным показателем эффективности общеобразовательной системы. Оно должно соответствовать ожиданиям и запросам родителей, вузов, работодателей. При определении качества особое внимание всегда уделялось предметам естественно-математического цикла. Перемещение центра внимания на предметы социального и общественного цикла привело к фактическому игнорированию первых, потере их целей и задач в формировании мировоззрения школьников. Осуществившийся переход математики в разряд второстепенных дисциплин - стратегическая ошибка, которая вызывает лавину обвала фундаментальной и прикладной науки, отраслевой науки. Математика - системообразующая наука, она играет особую роль во всей системе знаний. С одной стороны - это одна из дисциплин школьной программы, хорошее знание которой - основа успеха в физике, химии и т.д. А с другой - это образ мышления, образ жизни. Трудности в обучении математике связаны с ее спецификой. Слабое усвоение материала хотя бы одного ее звена делает практически невозможным качественное усвоение дальнейшего материала.
С уровнем развития математики непосредственно связан уровень развития всех других наук. По той роли, которую играет уровень преподавания в университетах в качестве научных и инженерных кадров, математика является основной производящей силой в обществе. К известному афоризму, что войну выигрывают шольные учителя, можно добавить: в первую очередь учителя математики. Во время Великой Отечественной войны в 1944 году, когда стало ясно, что гитлеровская Германия терпит поражение, и надо думать о восстановлении народного хозяйства, математики, даже студенты, из воюющей армии были уволены. В Японии одним из критериев отбора на некоторые рабочие должности является успешная сдача настоящего, а не для проформы, экзамена по высшей математике. Сегодняшний мир устроен так, что от качества математического образования зависит обороноспособность страны. Доверить сверхточную, сверхмощную, сверхдорогую, предельно компьютеризированную военную технику можно солдату и офицеру, имеющему соответствующее образование, умеющему профессионально работать на компьютере. Если с этих позиций оценить уровень математической подготовки выпускника школы и вуза, то можно увидеть очень неприглядную картину.
Отток из школ учительских кадров, в первую очередь математиков, неуклонное уменьшение количества часов, отводимых в учебных планах на изучение математики - в таких условиях материал усвоен лишь теми, кто имеет возможность заниматься дополнительно или, как говорится, схватывает все на лету. А таких совсем мало. Отсюда все большее распространение репетиторства, которое приносит свои положительные результаты, культивируя индивидуальный подход, но при правильной организации учебного процесса и учитель мог бы найти индивидуальный подход, научить ученика думать, учиться.
Особая роль образовательного предмета математика, специфические требования, которые предъявляются к ее преподаванию, не учитываются. В вузах остро стоит проблема слабой подготовки пришедших к ним выпускников школ. Нередка практика занятий по элементарной математике перед изучением курса высшей математики. Наиболее пострадавшей стороной в нынешней ситуации оказались физико-математические факультеты, которые должны давать нам высококлассных учителей математики и физики. Без мер по стимулированию обучения на этих факультетах мы будем принимать на них только таких же троечников и так далее по замкнутому кругу.
В 2000 году оценки всероссийского тестирования выставлялись так: оценка пять выставлялась тем, кто вошел в 10 процентов, показавших лучшие результаты. По математике оценка пять была выставлена всем, кто набрал от 150 до 600 баллов. В этих цифрах истинная характеристика положения с преподаванием математики в стране: 90% участников тестирования не справились с 3/4 объема задания.
Вот они, главные проблемы, которые надо было обсуждать в связи с нашими победами, которых скоро не будет, если вовремя не опомниться.
http://www.bestpeopleofrussia.ru |