Нам с вами довелось жить в удивительное время. Не самое спокойное, конечно, но посмотрите, чего добилась наука – мы не просто дробим материю на атомы, мы создаем квантовые технологии и даже умеем ими пользоваться. Взять, к примеру, квантовые компьютеры. Эти машины выполняют вычисления на основе вероятности состояния объекта до его измерения — вместо 1 или 0 секунд. Это означает, что они могут обрабатывать экспоненциально больше данных по сравнению с классическими компьютерами, которые выполняют простые логические задачи и операции. Подобные технологии разрабатываются в течение десятилетий и по крайней мере две программы, написанные для квантового компьютера, датированы 90-ми гг.ХХ века. Одна из них раскладывает большие числа на простые множители и тем самым позволяет взломать нынешнее компьютерное шифрование. Вторая программа может осуществлять поиски, требующие квадратный корень от времени, которое затрачивается на них обычными компьютерами.
Квантовые компьютеры – технологии будущего
Квантовые технологии – сложная область физики, которая исследует поведение субатомных частиц – частиц, которые меньше атомов, основных строительных блоков всей материи во Вселенной.
Поговорим о кубитах
Одной из основных областей, представляющих интерес в рамках квантовой технологии, являются квантовые вычисления. В отличие от классического компьютера, который выполняет вычисления по одному за раз, квантовый компьютер может выполнять множество вычислений одновременно.
Основной единицей информации в квантовых вычислениях является «бит», который представляет одно из двух двоичных значений – либо ноль, либо единицу.
По сути, кубит – это гибрид слов «квантовый» и «бит». В современных компьютерах и смартфонах биты составляют наименьшую единицу хранения информации. Каждый из них при этом либо содержит значение 0, либо значение один. Но в кубите битом является квантовая частица. И это меняет все.
Работы по проекту роботизированной платформы "Маркер" успешно завершены, заявил в интервью РИА Новости исполнительный директор НПО "Андроидная техника" Евгений Дудоров.
"Маркер" разработан компанией "Андроидная техника" совместно с Фондом перспективных исследований (ФПИ). Робототехнический комплекс массой около 3 тонн может оснащаться различным вооружением.
"Работы по "Маркеру" мы завершили, в ФПИ состоялась финальная защита данного проекта. В рамках него мы отработали целый ряд технологий, но самое главное – технологию автономного группового взаимодействия наземных робототехнических устройств", - сказал Дудоров.
Ранее было проведено тестирование "Маркера" на космодроме Восточный в качестве робота-охранника. Как отмечал глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, данные комплексы могут применяться в составе охранных структур как устройства, обеспечивающие безопасность космодромов, предприятий и других объектов государственной важности.
Разработка обладает самыми продвинутыми в России навыками автономного движения с распознаванием объектов на основе технологий искусственного интеллекта. Автономность платформы обеспечивается за счет модульной многоспектральной системы технического зрения, данные в которой обрабатывают нейросетевые алгоритмы.
За три с лишним года были созданы ключевые технологии, а также две гусеничные и три колесные автономные платформы, оснащенные унифицированным модулем полезной нагрузки и модулем кассетного запуска беспилотных летающих аппаратов.
С учетом ранее проведенных испытаний и стрельб гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон» полностью подтвердила свои характеристики и будет принята на вооружение. Фото с сайта Министерства обороны РФ
Испытательные пуски двух гиперзвуковых ракет «Циркон» с борта атомной многоцелевой подводной лодки 885 проекта типа «Северодвинск» показали, что Россия обладает оружием, способным глобально влиять на ситуацию в мире. Машины, способные развить скорость в 11 тыс. км в час, невозможно обнаружить и сбить противоракетой. Их появление на вооружении кораблей делает наш ВМФ одним из сильнейших и опаснейших в мире. Причем не столько по количественному составу, сколько по качеству вооружения. И речь идет не о единичных носителях, а целых сериях надводных и подводных кораблей.
Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) новейшей гиперзвуковой ракеты «Циркон» с надводного носителя – фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» Северного флота – успешно завершены. Об этом ТАСС сообщил источник, близкий к российскому военному ведомству. «Выполнены более 10 пусков, крайний из них – в июле», – уточнил он. АПЛ «Северодвинск» стреляла новой ракетой впервые. Причем сразу два раза. Первый пуск был надводный, второй из-под воды с глубины 40 м. В Минобороны сообщают, что стрельба проходила в акватории Белого по условной морской цели в Баренцевом море. По данным объективного контроля, полет ракеты от выхода из воды до попадания в условную цель полностью соответствовал заданным параметрам.
О гиперзвуковой ракете «Циркон» известно крайне мало. Ее появление анонсировал президент Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному собранию. Тогда же он сообщил, что машина развивает скорость 9 Махов. Дальность ее полета почти тысяча километров. Позже замминистра обороны Алексей Криворучко, отвечающий за новые вооружения, сообщил, что ракеты планируется разместить на кораблях проекта 1155 типа «Маршал Шапошников», 1144 типа «Адмирал Нахимов», многоцелевых подводных лодках проекта 949А. Первой из них станет «Иркутск». Ну, и собственно самых современных субмаринах 885 проекта типа «Северодвинск». Главное условие – универсальная пусковая установка 3С-14. Она позволяет запускать как дальнобойные крылатые ракеты «Калибр», противокорабельные «Оникс», так и гиперзвуковые «Цирконы». Собственно, именно пусковое устройство стало кл
... Читать дальше »
В российской столице в скором времени может появиться беспилотное такси, заявил заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в интервью изданию "Ведомости".
"Возможно, уже в этом году Москва станет второй мировой столицей после Пекина и первой в Европе, где появятся беспилотные такси", - сказал Ликсутов. Он также сообщил, что московское правительство и "Яндекс" начали реализацию проекта по созданию беспилотного трамвая.
"В Краснопресненском депо уже идет подготовка одного из вагонов к установке специального оборудования для беспилотного движения", - сказал заммэра. Ликсутов добавил, что сначала беспилотный трамвай будут испытывать в депо, затем - в городе, но без пассажиров.
Сроки испытаний Ликсутов не назвал, отметив, что трамвай станут тестировать "столько, сколько нужно" для обеспечения безопасности пассажиров. Он выразил мнение, что для входа беспилотного транспорта в повседневную жизнь понадобится более 10 лет.
Мэр Москвы Сергей Собянин в сентябре заявлял о тестировании на всех видах столичного транспорта системы использования беспилотного управления, при этом он не уверен, что применение беспилотников радикально улучшит ситуацию на дорогах.
К настоящему времени в интересах вооруженных сил в нашей стране разработано несколько автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) разного облика с отличающимися возможностями. Теперь накопленный опыт и освоенные технологии планируется использовать в гражданских отраслях. С этой целью разрабатывается многоцелевой аппарат-платформа «Сарма». Проект уже дошел до строительства первого прототипа, который начнут испытывать в этом году.
Перспективное исследование
Работы по теме «Сарма» стартовали в 2018 г. по инициативе Фонда перспективных исследований (ФПИ). Целью этой программы является поиск необходимых технологий и решений с последующей разработкой многоцелевой подводной автономной платформы. Такую технику планируется использовать для обеспечения деятельности Севморпути и для освоения Арктики в целом.
По заданию ФПИ, новый АНПА должен представлять собой многоцелевую платформу-носитель специального оборудования, адаптированную для работы в высоких широтах. Требуется высокая автономность техники: аппарат должен работать подо льдом не менее трех месяцев без необходимости дозаправки и всплытия.
Контракт на выполнение работ по «Сарме» получили ЦКБ «Лазурит» и Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Эти организации имеют необходимый конструкторский опыт и требуемые производственные мощности. Кроме того, для более эффективного решения поставленных задач на «Лазурите» организовали отдельную лабораторию при содействии ФПИ.
Уже в 2018 г. участники проекта определили примерный облик будущего аппарата и составили график работ. В 2020 г. предполагалось изготовить и испытать несколько демонстраторов технологий. В дальнейшем должны были появиться новые опытные образцы, включая полноразмерный прототип.
В ближайшем будущем
Основные положения нового проекта уже определены, и на их основе разработан прототип «Сармы». В настоящее время предприятия-разработчики строят первый опытный образец, и его сдача запланирована на этот год. Кроме того, изгота
... Читать дальше »
Сеть транспортных узлов для летающих такси появится в 65 городах по всему миру. Проектом занимаются компания Urban-Air Port, которая специализируется на инфраструктуре, а также Hyundai, разрабатывающая небольшие летательные аппараты с вертикальными взлётом и посадкой.
Транспортные узлы появятся в Великобритании, США, Франции, Германии, Австралии, Южной Корее, а также в странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии, говорится в заявлении двух компаний. Первый объект создадут в английском Ковентри в начале 2022 года. Urban-Air Port называет себя единственной компанией, которая занимается созданием инфраструктуры для аэротакси и грузовых дронов. Только в этом году объёмы инвестиций в инфраструктурные проекты этого типа достигли $150 млн, ещё $5 млрд было вложено в производство самих транспортных средств.
«Сектор стремительно растёт, и мы знаем, что будущее с электрическими летательными аппаратами и дронами в городах скоро станет реальностью, но этого не случится, если у нас не будет инфраструктуры на земле и в воздухе», — заявил основатель и исполнительный председатель Urban-Air Port Рики Сандху (Ricky Sandhu). Он уточнил, что после Ковентри новые объекты появятся в другом городе Центральной Англии и в Лос-Анджелесе. Лондонский транспортный узел появится где-нибудь в торговом районе Вест-Энда или в финансовом центре Сити.
В ближайшие 5 лет Urban-Air Port планирует создать сеть из более чем 200 объектов по всему миру. Транспортные центры будут модульными, что позволит им работать как в густонаселённых городских районах, так и в удалённых местах, где зарядка будет осуществляться с использованием водородных топливных элементов. База в Ковентри получила название Air-One, на начальном этапе на ней будут использоваться грузовые дроны Malloy Aeronautics и SkyFarer. Программой сертификации и соответствия требованиям проектов законодательству Великобритании займётся Safeguard Vertiports.
Научно-производственное объединение "Молния", разработавшее многоразовый космический корабль "Буран", сообщило о принятых решениях по транспортировке второго летного корабля с космодрома Байконур в Россию.
"Представители НПО "Молния" побывали на космодроме Байконур. Целью поездки стал осмотр орбитального корабля "Буран" и его технологического макета, а также ангара (монтажно-заправочный комплекс на площадке 112А - ред.), где хранятся изделия, для решения вопросов последующей транспортировки орбитального корабля на территорию нашей страны", - говорится в сообщении на сайте предприятия.
Отмечается, что на встрече с представителями "Роскосмоса", Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры и неназванной транспортной компании обсуждалась возможность перемещения "Бурана" и его макета из ангара без повреждения и серьезного демонтажа объектов.
"По итогам встречи решено, что разборку, транспортировку и последующую сборку корабля и макета необходимо проводить под авторским надзором НПО "Молния" как предприятия-разработчика орбитального корабля", - говорится в сообщении.
В мае 2021 года источник РИА Новости на космодроме Байконур рассказал, что на хранящемся на Байконуре корабле "Буран" появились надписи "Добро", "Юра, мы приехали", "Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле", а также оставлены четыре подписи - видимо, авторов граффити.
После такого акта вандализма, заявили в "Роскосмосе", РФ поднимет вопрос сохранения объектов на Байконуре на ближайшем заседании двусторонней межправительственной комиссии. В госкорпорации отметили, что возьмут "Буран" под охрану и готовы забрать корабль и его макет в музей.
Первый летный корабль "Буран", который совершил единственный полет в 1988 году, был уничтожен после обвала крыши в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре в 2002 году. Второй и последний из достроенных кора
... Читать дальше »
МОСКВА, 12 августа. /ТАСС/. Отверстие в бытовом отсеке космического корабля "Союз МС-09" в 2018 году было просверлено в условиях невесомости человеком, который не был знаком с устройством аппарата. Об этом заявил ТАСС высокопоставленный источник в российской ракетно-космической отрасли.
"Из восьми отверстий только одно было сквозное, остальные насверлены словно с отскоками сверла, что, скорее, говорит о сверлении именно в условиях невесомости без необходимого упора", - сказал собеседник агентства.
По его словам, одно отверстие пытались просверлить в шпангоуте корабля. "То есть сверлил кто-то, не проходивший подготовку по устройству именно корабля "Союз МС", - отметил он.
Собеседник агентства подчеркнул, что подобное повреждение не могли нанести на Земле - в таком случае корабль перед запуском не прошел бы испытания в вакуумной камере. "Таким образом, в Роскосмосе исключили сразу версию повреждения "Союза МС-09" на Земле", - добавил он.
Российские космонавты из-за ситуации с отверстием в космическом корабле "Союз МС-09" прошли проверку на полиграфе, тогда как астронавты NASA от нее отказались, отметил источник.
"Американцы отказались пройти полиграф, в отличие от российских космонавтов", - сказал собеседник агентства.
Он особо отметил, что российская сторона не получила возможности исследовать инструменты и сверла, которые имеются на МКС, на предмет остатков металлической стружки с корпуса "Союза МС-09".
30 августа 2018 года на МКС упало давление. Как выяснилось позднее, воздух уходил через отверстие в бытовом отсеке "Союза МС-09". Специалисты пришли к выводу, что корпус корабля был просверлен изнутри. В сентябре 2019 года гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что в госкорпорации знают происхождение отверстия, но не будут раскрывать эту информацию общественности.
МОСКВА, 30 июля. /ТАСС/. Двигательная установка многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) "Наука" включилась в четверг из-за кратковременного сбоя программного обеспечения. Об этом сообщил ТАСС генконструктор РКК "Энергия", руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев.
"Из-за кратковременного сбоя программного обеспечения была ошибочно реализована прямая команда на включение двигателей модуля на увод, что повлекло за собой некоторое видоизменение ориентации комплекса в целом", - отметил Соловьев.
По словам руководителя полетом РС МКС, эта ситуация была достаточно быстро парирована с помощью двигательной установки модуля "Звезда".
Соловьев подчеркнул, что на всех этапах полета модуля к МКС система сближения "Науки" работала надежно и устойчиво. На ближнем участке сближения были незначительные колебания, с которыми удалось справиться системе стыковки.
"Это привело к спокойной стыковке и касанию с номинальными скоростями, что, в свою очередь, привело к механическому соединению. Механика стыковки отработала надежно, без замечаний и привела к закрытию обоих стыковочных механизмов - станции и модуля", - добавил Соловьев.
Ориентация МКС
Ориентация Международной космической станции в настоящий момент является штатной, все ее системы работают нормально, сообщили в РКК "Энергия".
По словам генконструктора "Энергии", создан надежный внутренний силовой и командный интерфейс, а также интерфейс энергопитания, которые связали модуль "Наука" с МКС. В настоящий момент экипаж станции выравнивает давление в "Науке", что займет много времени из-за большого объема модуля.
"Во второй половине дня экипаж откроет люки, войдет в модуль и включит необходимые средства очистки атмосферы и приступит к нормальной штатной работе", - добавил руководитель полетом РС МКС.
Соловьев подчеркнул, что главная оперативная группа управления работает в штатном режиме и управляет всем комплексом, включая модуль "Наука".
МЛМ "Наука" был запущен с космодрома Байконур 21 июля. В четверг модуль пристыковался к МКС. После ст
... Читать дальше »
Россия займется расследованием инцидента с включением двигателей российского многоцелевого лабораторного модуля «Наука» на МКС, инженеры НАСА также примут участие. Об этом сообщил руководитель программы МКС в НАСА Джоэл Монталбано во время телефонной пресс-конференции, трансляция которой велась на YouTube-канале НАСА.
Он также заявил, что рассчитывает на сотрудничество двух стран и обмен данными между российскими и американскими специалистами.
Что произошло
20-тонный многофункциональный лабораторный модуль «Наука» пристыковался к модулю «Звезда» МКС 29 июля после восьмисуточного полета. После успешной стыковки с МКС, когда экипаж открыл люк модуля, двигатели «Науки» внепланово включились, из-за чего станция развернулась на 45 градусов.
Позднее контроль над модулем удалось вернуть. Для стабилизации МКС включили двигатели российского корабля «Прогресс». Угрозы экипажу при этом не было. По словам главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, основной причиной проблем с топливной системой МЛМ был не засор, а брак.
В НАСА также сообщили, что не зафиксировали никаких повреждений Международной космической станции. По данным агентства, не почувствовал их и экипаж МКС: все изменения фиксировала автоматика на Земле. При этом руководитель программы МКС в НАСА Монталбано отметил, что незапланированное включение двигателей у стыковочных модулей происходит не впервые.
Что теперь
Сейчас модуль успешно пристыкован к МКС. Он предназначен для реализации российской программы научно-прикладных исследований и экспериментов. После ввода его в эксплуатацию российский сегмент получит дополнительные объемы для обустройства рабочих мест и хранения грузов, размещения аппаратуры для регенерации воды и кислорода, а также второй туалет, каюту для третьего члена экипажа и европейский манипулятор ERA, который позволит выполнять некоторые работы без выхода в открытый космос.... Читать дальше »
Грядет большой прорыв в медицине — генная терапия. Но эта методика пугает охотников за допингом в спорте. Если атлеты начнут изменять свой геном, последствия будут катастрофические. А может, это уже случилось?
***
Говорят, родителей для элитного спортсмена нужно тщательно подбирать. Скорость, сила, выносливость, способность адаптироваться к тренировкам — все это во многом определяется генетикой.
У многих сегодняшних звезд, например, у прыгуна с шестом Армана Дюплантиса (Armand Duplantis), лыжницы Фриды Карлссон (Frida Karlsson) или многоборки Бьянки Сальминг (Bianca Salming), родители тоже были успешными атлетами.
Но если вы готовы рискнуть, можно и улучшить генетику. «Согласно исследованиям, элитные спортсмены готовы рисковать многим, чтобы стать лучшими, — даже испытывать на себе какую-нибудь терапию с риском для жизни, — рассказывает врач и эксперт по допингу Оке Андрен-Сандберг (Åke Andrén-Sandberg). — Вот почему я убежден, что в будущем нельзя упускать из виду и генный допинг, несмотря на все риски».
Допинг и развитие медицины всегда шли рука об руку, говорит Оке Андрен-Сандберг. Мошенники в спорте не придумывают собственных способов сжульничать, а пользуются тем, что уже доступно или еще только проходит испытания в мире науки.
По мере развития методов генной терапии охотники за допингом и поборники чистоты и честности в спорте, чьи главные средства сегодня — контроль и наблюдение, начинают опасаться, что атлеты могут попытаться подправить собственный геном, чтобы сделать мышцы сильнее и улучшить физическую форму.
Итак, станет ли Олимпиада в Токио первыми Играми с участием мутантов.
***
Генная терапия – медицинская методика лечения болезней путем трансплантации здоровых генов в организм пациента либо активации тех его генов, которые обычно бездействуют. В научном мире на эту методику, развивающуюся с 1970-х годов, возлагают большие надежды, однако на ее пути то и дело возникают препятствия. Например, в 1990-е погиб один пациент, чья иммунная система дала слишком мощный ответ на генную терапию, и начался отказ органов.
Но через несколько лет после того случая был сделан большой
... Читать дальше »
ТАСС, 14 июля. Российские ученые использовали квантовый отжигатель компании D-Wave – один из вариантов аналоговой квантовой вычислительной машины – чтобы ускорить расшифровку генома. Результаты исследования опубликовал научный журнал Scientific Reports, кратко об этом пишет пресс-служба Российского квантового центра (РКЦ).
Квантовыми компьютерами называют вычислительные устройства, в основе работы которых лежат принципы квантовой механики. В отличие от обычных компьютеров, в которых для передачи и обработки данных используются биты – единицы информации, которые содержат либо 1, либо 0, квантовые компьютеры оперируют кубитами – ячейками памяти и примитивными вычислительными модулями, которые могут хранить в себе одновременно и ноль, и единицу. Благодаря этому квантовые компьютеры могут обрабатывать большие объемы информации во много раз быстрее обычных – даже если это суперкомпьютеры с огромными вычислительными мощностями.
Полноценных квантовых компьютеров ученые пока не создали. Сейчас существуют только их прототипы – например, в 2017 году физик из Гарвардского университета Михаил Лукин рассказал о создании 51-кубитного прототипа, а компания Google в 2019-м году – о 53-кубитном прототипе под названием Sycamore, в начале декабря 2020 года китайские ученые создали фотонный квантовый компьютер "Цзю Чжан".
Существует два подхода к разработке квантовых компьютеров – классический и адиабатический. В первом случае вычислительное устройство по принципу работы походит на обычные цифровые компьютеры. Адиабатический квантовый компьютер создать проще классического, но по принципам работы он ближе к аналоговым вычислителям начала прошлого века, которые предназначались для решения одной конкретной проблемы.
В отличие от других участников "квантовой гонки", компания D-Wave уже много десятилетий развивается именно по этому пути, благодаря чему в ее вычислительных машинах в десятки или даже в сотни раз больше кубитов, чем в прототипах квантовых компьютеров Google, IBM и университетских научных групп.
Алексей Федоров и его коллеги по РКЦ вместе со специалистами из российского медико-генетического центра Genotek выяснили, что подобные устройства можно использовать, чтобы ускорить одну из самых трудозатратных и долгих частей расшифровки ДНК – сборку виртуальной копии генома из множества обрывков, считанных при помощи
... Читать дальше »
Космолет Unity-22 компании Virgin Galactic с ее основателем миллиардером Ричардом Брэнсоном на борту успешно приземлился после полета к границе атмосферы.
Корабль поднялся на высоту 86 км. Экипаж состоял из шести человек, в полете они смогли почувствовать невесомость. После этого Unity-22 вновь вошел в плотные слои атмосферы и совершил посадку в космопорту Америка (штат Нью-Мексико) в 11.38 по времени Восточного побережья США (18.38 мск), передает ТАСС. Полет продолжался около часа.
В воскресенье корабль Unity стартовал с космодрома в штате Нью-Мехико.
Напомним, Брэнсон полетел в космос раньше, чем богатейший человек в мире и основатель компании Amazon Джефф Безос. Запуск суборбитального корабля New Shepard, на борту которого полетит Безос, запланирован на 20 июля.
Прогресс» (входит в периметр Госкорпорации «Роскосмос») подписали 5 октября 2020 года контракт на разработку эскизного проекта космического ракетного комплекса с новой ракетой-носителем «Амур». Носитель станет первой российской многоразовой ракетой на метане. Одна из особенностей проекта — «Амур» будут создавать под заданную стоимость пусковой услуги $22 млн. Также ракета получит беспрецедентный уровень надежности. Запускать перспективный носитель планируется с космодрома Восточный в Амурской области. Программа создания носителя одобрена на заседании научно-технического совета Госкорпорации с участием генерального директора Роскосмоса Дмитрия Рогозина.
Об идеологии нового носителя, о том, куда будет садиться и как будет обслуживаться его возвращаемая ступень, будут ли ее транспортировать роботы, об уникальности стартового стола «Амура», а также о стоимости программы, ее сроках, горячем резервировании и бессмертных двигателях рассказали в беседе с ТАСС исполнительный директор Роскосмоса по перспективным программам и науке Александр Блошенко и главный эксперт департамента перспективных программ и проекта «Сфера» Госкорпорации, ответственный за реализацию проекта «Амур-СПГ» Игорь Пшеничников.
***
Почему метан?
На сегодняшний день для первых ступеней перспективных ракет-носителей разрабатываются двигатели на паре метан — кислород, планы использовать сжиженный природный газ как ракетное топливо — мировой тренд. Применять на ряде своих ракет версию двигателя «Раптор» на сжиженном газе собирается компания SpaceX. Именно метановые двигатели, считают в американской компании, должны отправить первых землян на Марс. Еще один двигатель на метане BE-4 разрабатывается другой частной компанией США Blue Origin для использования, в частности, на ракете «Вулкан» от United Launch Alliance.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 июня. /ТАСС/. Трасса М-11 Москва - Санкт-Петербург ("Нева") станет до 2024 года первым в России беспилотным логистическим коридором. Соответствующее соглашение Министерство транспорта РФ подписало с рядом компаний в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), сообщает Минтранс.
"Формирование беспилотных логистических коридоров на территории России начнется с трассы М-11 "Нева". Реализацию проекта Минтранс России начал с крупнейшими российскими грузоперевозчиками и разработчиками технологий. Соответствующее соглашение в первый день ПМЭФ-2021 подписано с ассоциацией "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТЛ), предприятиями "Камаз", "Национальные телематические системы" (НТС), Сберавтотех, "Деловые линии", Globaltruck и "Первая экспедиционная компания" (ПЭК) и ведущим ретейлером страны X5 Group", - говорится в сообщении.
Для исключения заездов автономных грузовиков в города по всей трассе М-11 протяженностью более 660 км планируется создание специальных хабов на подъездах к Москве и Санкт-Петербургу. В районе Твери предполагается строительство северного обхода для исключения выезда беспилотников на реконструированный участок трассы M-10.
Заместитель министра транспорта РФ Кирилл Богданов отметил, что "до 2030 года в беспилотные коридоры будет включено 19,5 тыс. км федеральных дорог". По расчетам Минтранса, использование беспилотников на М-11 к 2030 году увеличит на 25% коммерческую скорость (с 60 до 75 км/ч) доставки грузов в течение одного дня и снизит себестоимость перевозок более чем на 10%. Реализация проекта также позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай - Европа.
Экономический эффект
"Использование беспилотников на трассе М-11 может на час сократить сроки доставки груза между Петербургом и Москвой за счет отсутствия остановок на отдых водителей по режиму труда и отдыха", - добавил гендиректор ГК "Деловые Линии" Фарид Мадани. Кроме того, по его словам, автопилот полностью исключает человеческий фактор, что повысит безопасность.
Как добавил генеральный директор Globaltruck Илья Саттаров, беспилотная технология идеально подходит для развития услуг ускоренной доставки на магистральных участках федеральных трасс.
МОСКВА, 24 мая. /ТАСС/. Специалисты Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) совместно с компанией "Вайтекс Сибирь" работают над усовершенствованием экономичной технологии производства электропроводящей пасты для инфракрасной нагревательной пленки, которая позволит в 1,5 раза снизить расходы на обогрев зданий. Об этом в понедельник ТАСС сообщили в пресс-службе вуза.
Инфракрасная нагревательная пленка рассматривается в качестве альтернативы греющему кабелю, используемому в системах электрообогрева промышленных зданий и жилых домов в Сибири, на Крайнем Севере и других регионах с суровыми климатическими условиями. Структура пленки включает в себя нагревательную пасту, состав которой во многом определяет стоимость материала. Подход авторов позволит снизить ее за счет использования в составе пасты углеродных нанотрубок и графена.
"В настоящее время большинство производителей инфракрасных нагревательных пленок <…> используют в своей нагревательной пасте в качестве электропроводящего агента технический углерод (carbon black). [Ученые в Томске] разрабатывают пленки, в основе которых - инновационная технология ввода углеродных нанокомпонентов (одностенных углеродных нанотрубок и графена) <…>. Благодаря этому, нагревательный элемент будет существенно дешевле зарубежных аналогов", - пояснили ТАСС в университете.
По данным испытаний, стоимость обогрева одного квадратного метра помещения нагревательной пленкой в 2-5 раз дешевле греющего кабеля, а эксплуатационные расходы - в 1,5 раза меньше, также уточнила пресс-служба ТУСУР. Новая технология получения пасты для пленок стала призером конкурса стартапов Startup Tour в 2021 году. Сейчас компания "Вайтекс Сибирь" проводит ее испытания в промышленных условиях.
"В настоящее время достигнуты договоренности о том, что мы будем заниматься исследованиями, направленными на повышение качественного уровня теплоотдачи нагревательной пасты для инфракрасных нагревательных пленок. Это наша смежная тема, которой мы занимаемся уже длительное время, и готовы сотрудничать с нашими партнерами в рамках данной разработки", - приводит пресс-служба вуза слова начальника Специального конструкторского бюро "Смена" ТУСУР Александра Бомбизова.
В планах разработчиков - запуск в 2022 году на площадке томской Особой экономической зоны производства полного цикла инфракрасных нагревательных пленок.
2021: Анонс ИИ-системы, которая обучается в процессе разговора и начинает вести беседу неотличимо от человека
В конце мая 2021 года Google анонсировала новую ИИ-систему, которая обучается в процессе разговора и начинает вести беседу неотличимо от человека. Новая модель получила название LaMDA (Language Model for Dialogue Applications, «языковая модель для диалоговых приложений»). Google назвала новую систему «революционной технологией общения», которая позволит пользователям более естественно и открыто вести диалог с ИИ-помощниками.
Языковые модели помогают компьютерам обрабатывать и воспроизводить естественный язык, то есть язык людей. К примеру, благодаря таким моделям работает система автозамены. Обычно языковые модели обучаются только на текстах, полученных из Интернета. LaMDA же обучена диалогу, то есть умеет улавливать нюансы, уникальные для открытых бесед.
LaMDA отвечает на вопросы, «притворяясь» карликовой планетой Плутон
В своем превью Google показал видео двух бесед с моделью, где LaMDA отвечал на вопросы, «притворяясь» карликовой планетой Плутон, а также бумажным самолетиком. Модель смогла процитировать реальные события и факты по двум темам, такие как визит зонда New Horizons к Плутону в 2015 году. На вопрос о том, что карликовая планета хотела бы рассказать о себе людям, «Плутон» ответил: «Я хочу, чтобы люди знали - я не просто случайный ледяной шар. На самом деле я прекрасная планета».
В мае 2021 года стало известно о внедрении в самолётах ВВС России отечественной системы предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ), которая пришла на смену американской TCAS. Технология используется для выполнения полетов в воздушном пространстве в большинстве стран мира.
Сейчас очень активно идет внедрение нашей системы на военных воздушных судах. СПСВ размещается на военно-транспортных самолетах Ил-112, на Ил-76МДМ, Ил-76МД-90А, воздушном заправщике Ил-78, на Ту-134. Никакие иностранные блоки не понадобятся", — рассказал ТАСС первый заместитель гендиректора АО "Навигатор" (разработчик системы) Сергей Бабуров.
ВВС России начали оснащать самолёты отечественной системой предупреждения столкновений вместо американской
Он пояснил, что отечественная система в условиях усиливающихся санкций со стороны США является спасательным кругом для российских производителей авиатехники военного и гражданского назначения, а также для госзаказчиков.