Но тем не менее увеселение это крепко продолжало держаться в народе. Медвежье вождение прекратилось в 70-х годах позапрошлого столетия. Вышел Указ о запрете забав с медведями, и всех ручных медведей сами хозяева должны были истребить. Убили тогда тысячи медведей. (Не отсюда ли начались все наши несчастья?)
Медвежья комедия появилась очень давно, однако, с принятием христианства эта забава стала жестоко пре- следоваться церковью, «влачащая медведи» (поводчики) вызвали резкое осуждение священства уже в ранних спи- сках Кормчей книги — сборнике церковных законов на Руси 1282 года. При дворе Ивана Грозного медвежья комедия служи- ла царской потехой. Особенно любил Иоанн Васильевич медвежий бой. Известен исторический факт, что при взя- тии Казани на его стороне сражался целый отряд из спе- циально обученных 20 медведей. К услугам медведей частенько прибегали, если нуж- но было, к примеру, в кратчайшие сроки срыть крепост- ные стены или еще какой погром учинить. Отсюда и по- шло выражение — медвежья услуга. После смерти Ивана Грозного медвежья потеха сно- ва попала в немилость властей. Особенно яростная борь- ба с медведчиками развертывается, начиная с XVII века с воцарением Алексея Михайловича. В 1657 году митропо- лит Ростовский Иона в Устюжском и Усольском уездах, а также в Соль-Вычегде установил закон: «Чтоб отнюдь скоморохов и медвежьих поводчиков не было и в гусли б, и в домры, и в сурны, и в волынки, и во всякие бесовские игры не играли, и песней сатанинских не пели, и мирских людей не соблазняли». Осуждали медвежью потеху и старообрядцы, извест- ный их идеолог протопоп Аввакум с гневом писал в своем «Житии», как гонял поводчиков медведей в селе Лопатицы Нижегородской области: «Придоша в село мое плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и ухари и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, — одново ушиб, и паки ожил, а другова отпустил в поле».