Вам хорошо знакомо слово симметрия. Наверное, когда вы его произносите,
то вспоминаете бабочку или клиновый лист, в которых мысленно можно провести
прямую ось и части, которые будут расположены по разные стороны от этой
прямой будут практически одинаковыми.
Это представление – правильное. Но это только один из видов симметрии,
которую изучает математика, так называемая осевая симметрия. Кроме того,
существует более общее понятие симметрии.
Общее понятие симметрии характеризует особую структуру организации любых
систем, в которой сохраняются (остаются инвариантными) определенные признаки
при выполнении определенных преобразований. Признаки, которые будут сохраняться,
могут быть геометрическими, физическими, биологическими, химическими,
информационными и т.д.
Рассматривая симметрию в архитектуре, нас будет интересовать геометрическая
симметрия – симметрия формы как соразмерность частей целого. Замечено,
что при выполнении определенных преобразований над геометрическими фигурами,
их части, переместившись в новое положение, вновь будут образовывать первоначальную
фигуру.Например, если провести прямую через высоту равнобедренного треугольника
к основанию, и части треугольника, расположенные по разные стороны от
этой прямой, поменять местами, то мы получим тот же (в смысле формы и
размеров) равнобедренный треугольник; пятиконечная звезда при повороте
на угол 72 градуса вокруг центральной точки (точки пересечения ее лучей)
займет первоначальное положение. В приведенных примерах рассматриваются
разные виды симметрии. В первом случае речь идет об осевой симметрии.
Части, которые, если можно так сказать, взаимозаменяют друг друга, образованы
некоторой прямой. Эту прямую принято называть осью симметрии. В пространстве
аналогом оси симметрии является плоскость симметрии. Таким образом, в
пространстве обычно рассматривается симметрия относительно плоскости симметрии.
Например, куб симметричен относительно плоскости, проходящей через его
диагональ. Имея ввиду оба случая (плоскости и пространства), этот вид
симметрии иногда называют зеркальной. Название это оправдано тем, что
обе части фигуры, находящиеся по разные стороны от оси симметрии или плоскости
симметрии, похожи на некоторый объект и его отражение в зеркале. Заметим,
что вы можете встретиться и с другим названием этого вида симметрии. Например,
в биологии указанный вид симметрии называют билатеральным, а плоскость
симметрии – билатеральной плоскостью.
Кроме зеркальной симметрии рассматривается центральная или поворотная
симметрия. В этом случае переход частей в новое положение и образование
исходной фигуры происходит при повороте этой фигуры на определенный угол
вокруг точки, которая обычно называется центром поворота. Отсюда и приведенные
выше названия указанного вида симметрии. Поворотная симметрия рассматривалась
в примере с пятиконечной звездой. Поворотная симметрия может рассматриваться
и в пространстве. Куб при повороте вокруг точки пересечения его диагоналей
на угол 90? в плоскости, параллельной любой грани, перейдет в себя. Поэтому
можно сказать, что куб является фигурой центрально симметричной или обладающей
поворотной симметрией.
Еще одним видом симметрии, о которой мы пока не говорили, является переносная
симметрия. Этот вид симметрии состоит в том, что части целой формы организованы
таким образом, что каждая следующая повторяет предыдущую и отстоит от
нее на определенный интервал в определенном направлении. Этот интервал
называют шагом симметрии. Переносная симметрия обычно используется при
построении бордюров. В произведениях архитектурного искусства ее можно
увидеть в орнаментах или решетках, которые используются для их украшения.
Переносная симметрия используется и в интерьерах зданий.
Архитектурные сооружения, созданные человеком, в большей своей части
симметричны. Они приятны для глаза, их люди считают красивыми. С чем это
связано? Здесь можно высказать только предположения.
Во-первых, все мы с вами живем в симметричном мире, который обусловлен
условиями жизни на планете Земля, прежде всего существующей здесь гравитацией.
И, скорее всего, подсознательно человек понимает, что симметрия это форма
устойчивости, а значит существования на нашей планете. Поэтому в рукотворных
вещах он интуитивно стремится к симметрии.
Во-вторых, окружающие человека люди, растения, животные и вещи симметричны.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что природные объекты (в
отличие от рукотворных) только почти симметричны. Но это не всегда воспринимает
глаз человека. Глаз человека привыкает видеть симметричные объекты. Они
воспринимаются как гармоничные и совершенные.
Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит
внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок воспринимается как
красота.
Симметричные объекты обладают высокой степенью целесообразности – ведь
симметричные предметы обладают большей устойчивостью и равной функциональностью
в разных направлениях. Все это привело человека к мысли, что чтобы сооружение
было красивым оно должно быть симметричным. Симметрия использовалась при
сооружении культовых и бытовых сооружений в Древнем Египте. Украшения
этих сооружений тоже представляют образцы использования симметрии. Но
наиболее ярко симметрия проявляется в античных сооружениях Древней Греции,
предметах роскоши и орнаментов, украшавших их. С тех пор и до наших дней
симметрия в сознании человека стала объективным признаком красоты.
Соблюдение симметрии является первым правилом архитектора при проектировании
любого сооружения. Стоит только посмотреть на великолепное произведение
А.Н.Воронихина Казанский собор в Санкт-Петербурге, чтобы убедиться в этом.
Если мы мысленно проведем вертикальную линию через шпиль на куполе и вершину
фронтона, то увидит, что с двух сторон от нее абсолютно одинаковые части
сооружения (колоннады и здания собора. Но возможно, что вы не знаете,
что в Казанском соборе есть еще одна, если можно так сказать «несостоявшаяся»
симметрия.
Дело в том, что по канонам православной церкви вход в собор должен быть
с востока, т.е. он должен быть с улицы, которая находится справа от собора
и идет перпендикулярно Невскому проспекту. Но, с другой стороны Воронихин
понимал, что собор должен быть обращен к главной магистрали города. И
тогда он сделал вход в собор с востока, но задумал еще один вход, который
украсил прекрасной колоннадой. Чтобы сделать здание совершенным, а значит
симметричным, такая же колоннада должны была располагаться с другой стороны
собора. Тогда, если бы мы посмотрели на собор сверху, то план его имел
бы не одну, а две оси симметрии. Но замыслам архитектора было не суждено
сбыться.
Казанский
собор в Санкт-Петербурге
Кроме симметрии в архитектуре можно рассматривать антисимметрию и диссимметрию.
Антисимметрия это противоположность симметрии, ее отсутствие. Примером
антисимметрии в архитектуре является Собор Василия Блаженного в Москве,
где симметрия отсутствует полностью в сооружении в целом. Однако, удивительно,
что отдельные части этого собора симметричны и это создает его гармонию.
Попробуйте привести еще примеры антисимметричных архитектурных сооружений.
Диссимметрия – это частичное отсутствие симметрии, расстройство симметрии,
выраженное в наличии одних симметричных свойств и отсутствии других. Примером
диссимметрии в архитектурном сооружении может служить Екатерининский дворец
в Царском селе под Санкт-Петербургом. Практически в нем полностью выдержаны
все свойства симметрии за исключением одной детали. Наличие Дворцовой
церкви расстраивает симметрию здания в целом. Если же не принимать во
внимание эту церковь, то Дворец становится симметричным.
Екатерининский
дворец в Царском селе
В современной архитектуре все чаще используются приемы как антисимметрии,
так и диссимметрии. Эти поиски часто приводят к весьма интересным результатам.
Появляется новая эстетика градостроительства. Завершая наш разговор, мы
можем констатировать, что красота есть единство симметрии и диссимметрии.
Источник
|