Он
считал, что в Европе было только два религиозных мыслителя: Толстой и
Достоевский. Его самой любимой книгой было «Евангелие» Льва Толстого.
Ради её прочтения выучил русский язык. К тому времени Витгенштейн уже
имел высшее техническое образование и даже изобрёл один из первых
двигателей на ракетной тяге.
Кто
внимательно прочёл «Логико-философский трактат», ставший классикой сразу
с момента издания, заметит, что Витгенштейн отказывается признать такие
слова, как«реальность», «жизнь», «боль», «смерть», «справедливость»,
«свобода», «деспотизм» и тому подобное. Говорить можно только о
логически непротиворечивых вещах, но таковых в человеческом языке вообще
не содержится.
А раз так, то нет никакой разницы -
быть профессором в Кембридже или фермером в советском колхозе. Нет даже
разницы в понятиях «я жив» и «я мёртв». Поэтому меня нисколько не
удивляет, что философ № 1 устремился из Европы 1935 года в СССР.
Слухи
о том, что величайший гений философии XX века был советским шпионом,
циркулировали давно. В знаменитой лондонской пятёрке интеллектуалов Людвиг Витгенштейн был,
конечно, не пятым, а первым. Его таинственная поездка в Советский Союз
как раз накануне лютейших репрессий и такое же таинственное возвращение
из страны, откуда не возвращаются, говорят о многом.
Официально
было заявлено, что «божественный Людвиг» - так его именовал Бертран
Рассел - едет в СССР, чтобы стать либо передовиком производства на
советском заводе, либо красным фермером в колхозе. Друзьям, которые
отговаривали Людвига от странной затеи, он ответил, что репрессии его не
пугают и не смущают. Он не отрицал их существование, но считал, что с
точки зрения открытой им лингвистической философии такие мелочи, как
личная гибель и личные страдания, вообще не должны учитываться.
Этому
странному вояжу предшествовали долгие годы непризнания в широких
кругах, хотя Бертран Рассел сразу назвал своего нагловатого студента
гением. Гений в первый же визит к всемирно известному профессору
продемонстрировал полное пренебрежение светскими приличиями. Лорду
Расселу это всё пришлось по душе. Он с удовольствием полемизировал
с
богатым студентом из Австрии, хотя тот говорил довольно странные вещи:
«Философия есть борьба против зачаровывания нашего интеллекта средствами
нашего языка». Молодой наглец, в частности, заявил, что хвалёная
математическая логика великого Рассела на самом деле чушь, поскольку
исходит из очевидных вещей, а ничего очевидного в мире нет.
Маститый
лорд ответил зарвавшемуся студенту, что очевидные вещи есть: «Например,
в этой комнате нет носорога». «Для меня это не очевидно», - резко
парировал Витгенштейн.
Так родилась лингвистическая
философия, ставящая под сомнение любое высказывание и доказавшая устами
Людвига Витгенштейна, что не только мы говорим языком, но и язык говорит
нами, формируя наши представления о реальности.
Носорог
Рассела-Витгенштейна и сегодня остаётся величайшей логико-философской
проблемой. Если его нет в комнате, то о ком мы говорим? А если есть, то
почему мы его не видим? Пожалуй, этот австрийский гений впервые заметил,
что язык сам по себе является некой неуловимой реальностью, ещё
неизученной и непонятой.
Впрочем, я, и не зная
Витгенштейна, всегда возражал атеистам, утверждавшим, что Бога нет. Если
Его нет, то кого именно нет? И в ответ на мой вопрос записные атеисты
только сокрушённо кивали головами.
Когда грянула
Первая мировая война, австриец Витгенштейн ушёл на фронт воевать с
Антантой, а стало быть, и со своим учителем Расселом. На войне он
надеялся преодолеть наследственную склонность к самоубийству. В
перерывах между боями он прочёл «Исповедь» Льва Толстого и на всю жизнь
попал под его влияние. В плену Витгенштейн был очень религиозен: «Верить
в Бога значит видеть, что факты мира - это не всё». Именно в это время в
концлагере он пишет свой «Логико-философский трактат», который
обессмертит его имя на все времена, правда уже после смерти.
При
жизни трактат по-настоящему оценил опять же только Рассел. Из
итальянского лагеря для военнопленных Витгенштейна выскребали всем миром
во главе с философским лордом. Выскребли. Сказочно богатый
военнопленный вернулся в побеждённую Австрию ещё более богатым. Во время
войны Витгенштейны ещё больше разбогатели. К тому же Людвиг стал
наследником. Богатством он распорядился по заветам Льва Толстого - всё
отдал сестре. Но разбогател снова, уже самостоятельно, и стал раздавать
направо и налево тайные стипендии всем кому ни попадя, в том числе
Райнеру Марии Рильке.
Пожалуй, эти стипендии и
сделали его широко известным. Сам Людвиг, подражая Толстому, уехал в
австрийскую глухомань учительствовать. Однако местным крестьянам его
педагогика показалась весьма подозрительной. Особенно когда Витгенштейн
предложил одному фермеру усыновить его сына. Это при живом-то отце!
Обычным
человеком его не назовёшь. По убеждениям своим типичный аскет в духе
средневековья. А по образу жизни... кто ж этот образ знает? Как Спиноза и
Кант, он прожил всю жизнь одиноким холостяком. Во всяком случае,
воспитанный в христианской протестантской вере, он стремился не к
внешним удовольствиям, а к чему-то высшему.
Людвиг
подозревал, что, зачеркнув или выкинув из своего языка слово «боль»,
можно прожить без боли. «Понятие «боль» ты усвоил вместе с языком». Это
самая интересная часть его проекта. Каждый может испробовать на себе.
Уберите из личного языка всё, с чем вы не согласны, и оставьте только
то, что считаете своим, и вы в личном раю уже при жизни, каковы бы ни
были внешние обстоятельства.
Некоторые высказывания
этого оригинальнейшего мыслителя вполне вписываются в традиционный
гуманизм всех религий. «Никакой сигнал бедствия не может быть большим,
чем крик одного человека». Впрочем, истолковать сие можно по-разному.
Кто-то увидит здесь приоритет эгоизма над альтруизмом. Коллективистом
этого гения не назовёшь. «Никто не может продумать мысль за меня, как
никто не может за меня надеть шляпу». Тайна философии Витгенштейна не в
«Логико-философском трактате», а в самом Людвиге. Видимо, поэтому он так
неистово отвергал понятие «реальность».
Словно
какая-то полиэтиленовая плёнка изолировала его от этой жестокой и
несправедливой жизни. Впрочем, он тотчас бы спросил меня: «А что такое
жизнь?» -и я бы не смог ему ответить, не впадая в логические
противоречия. Однако сам же Витгенштейн блистательно доказал, что логика
вытекает из языка, а язык нелогичен. То есть в самом языке
запрограммированы все наши будущие высказывания и выводы.
До
этого считалось, что именно мысль создаёт язык, а тут вдруг выяснилось,
что сам язык формирует мысли. Об этом до него никто не догадывался.
Зато теперь это стало почти банальностью и трюизмом. Возникла новая
отрасль теории познания -лингвистическая философия.
Интересно,
как с такими идеями преподавал он в обычной деревенской школе. Конфликт
с учениками был неизбежен. И не из-за лингвистической философии, а
потому что методы преподавания Льва Толстого не годились с точки зрения
педагогики. Одно дело, когда детишек бесправных крестьян в имении Ясная
Поляна учит сам граф, где никто не смеет ему перечить. И совсем другое -
философ, сельский учитель в Европе XX века. Судя по всему, Витгенштейн
не сдержался и дал подзатыльник зарвавшемуся недорослю. Так или иначе,
но из школы его вежливо попросили.
Людвиг вернулся в
Вену и своими руками, опять же в подражание Толстому, стал строить дом.
Всё - от дверных ручек до черепицы, кирпичей и паркета - философ
изготовлял собственноручно, не говоря уже о чертежах и дизайне. Говорят,
что это было главное чудо Вены. Во время прихода советских войск в доме
разместилась комендатура. От дома просто ничего не осталось, кроме стен
и фундамента. Но Витгенштейн не обиделся, а, наоборот, ещё больше
возлюбил Советский Союз, страну, где не поклоняются золотому тельцу, а
своими руками возводят что-то новое. Так думала вся или почти вся
интеллигенция. О репрессиях он знал, но вряд ли понимал, что это такое, и
постоянно твердил, что деспотизм его не пугает. Возможно, он просто
вычеркнул это слово из своего языка.
Теперь всё чаще
пишут, что приезд в Советский Союз в 1935-м и просьба определить его в
колхоз или на завод были лишь прикрытием особой миссии. Людвиг как бы
стал нашим агентом влияния. Не за деньги, конечно. Он к тому времени
стал ещё богаче, получив второе наследство.
После
войны он склонил на сторону Страны Советов кембриджскую пятёрку
интеллектуалов. Видимо, в этом его миссия и заключалась. А интеллектуалы
раздобыли для нас важнейшие сведения об атомной бомбе. Так это или не
так, судить не берусь. Но какие-то основания для такого мифа, видимо,
были, раз биографы гения склоняются к такой версии. Кстати, в колхоз
философа не приняли, а предложили работу на кафедре философии
марксизма-ленинизма в Казани или в Москве.
Несмотря
на унаследованные семейные богатства, он жил в простоте, не позволяя
себе никаких излишеств. Деньги, все до последней копейки, были розданы
на благотворительность.
Биографы ломают головы, как
мог выходец из еврейской семьи уцелеть в нацистской Германии. Он
исповедался своей учительнице русского языка, еврейке с Украины, что,
будучи на три четверти евреем, всегда утверждал, что он на три четверти
австриец. Почему богатства Витгенштейнов не национализировали нацисты?
Всё объясняется очень просто. Людвиг учился в одном классе с Гитлером.
Когда союзники окружали Берлин, он сказал: «Каково-то сейчас Гитлеру».
Все
философы загадочны, но Людвиг Витгенштейн загадочнее всех. Он никогда
не читал Платона, Аристотеля, Спинозу, Канта, Гегеля. Его единственным
учителем был лорд Бертран Рассел, с которым он, ещё будучи студентом,
вступил в полемику и продолжал спорить до конца своих дней. Никто не
знает, что именно он хотел сказать. Но и непонятый Витгенштейн
интересен.
Ясно только одно: самый крупный философ
ХХ века был великим дилетантом и как мог старался следовать учению
великого дилетанта Льва Толстого. Он воспринял жизнь как некую языковую
загадку. Что-то разгадал для себя и что-то для нас. Может быть, одно из
важнейших его открытий - реабилитация поэзии: «Образ может заменить
описание. Образ может изображать отношения, которые не существуют. Образ
тоже должен отбрасывать свою тень на мир». Последовательный логический
анализ языка привёл Витгенштейна к мысли, что наши представления о мире
формирует поэзия.
«Язык - это лабиринт путей. Мы
сражаемся с языком». Не знаю, кто в этом сражении победитель. Иногда
кажется, что победил Витгенштейн, а потом подумаешь - где он сейчас, наш
оригинальный мыслитель? А язык живёт и здравствует, только постоянно
изменяется, какживой человек.
Он один из плеяды
великих мыслителей прошлого века, вернувший процесс познания к человеку.
«Окуляр даже гигантского микроскопа не должен быть больше, чем наш
глаз». Уж не ошибся ли он адресом, причислив себя к философам. Но каждый
крупный философ в душе поэт. «Художественное чудо заключается в том,
что оно даёт мир». Не уверен в правильности данного перевода, но смысл
понятен. Искусство создаёт образ мира, в котором мы все живём.
Вероятно,
он имел в виду своего великого и любимого заочного учителя Льва
Толстого, когда сказал: «О себе человек пишет с высоты собственного
роста.
Здесь стоят не на ходулях или на лестнице, а
только босыми ногами на земле». При всём желании не могу представить
Витгенштейна босым, но ходил же Эйнштейн в ботинках на босу ногу, чтобы
не отвлекаться на надевание носков. Подобно Толстому и другим учителям
жизни он вылеплен из педагогической материи. Его трактат явно рассчитан
на изменения к лучшему в каждом человеке, который его прочтёт.
«Своим
сочинением я не стремился избавить других от усилий мысли. Мне хотелось
иного: побудить кого-нибудь, если это возможно, к самостоятельному
мышлению». Вера в то, что все люди способны мыслить самостоятельно,
трогательна и даже наивна. Но в одном Людвиг не ошибается - кто способен
его прочесть, тот уже не сможет остановиться и будет думать всю жизнь.
Может, в этом его главная оригинальность и незапатентованное открытие.
Само несовершенство логики и непоследовательность любого языка философ
превратил в нескончаемую энергию человеческой мысли.
Он
оставил нам свою философскую заповедь: «Границы моего языка означают
границы моего мира». Но язык, как доказал Витгенштейн, не логичен, а
метафоричен. Стало быть, мы вправе творить свой язык и свой мир, как
поэты пишут свои стихи. «Какова твоя цель в философии? -Показать мухе
выход из мухоловки». Витгенштейна можно любить или ненавидеть, но
относиться к нему равнодушно не получается. Он притягивает
неопределённостью и, я бы сказал, задумчивостью.
«Если
бы я мог описать пределы мира, то они просто перестали бы быть его
пределами». Он оставил нам свой беспредельный мир и умер со словами:
«Передайте моим друзьям - я прожил прекрасную жизнь».
Людвиг
всегда повторял, что «смерть не является значительным событием».
Значительной для него была только мысль. К счастью, она бессмертна.
Трудно сказать, почему абсолютно субъективного идеалиста Витгенштей на в
СССР приняли поначалу с распростёртыми объятиями. Мыслитель,
провозгласивший: «Мы создаём для себя образы фактов. Образы и есть
факты», не мог вписаться в советский материализм ни с какого боку.
Видимо, надеялись перевоспитать трудом. Сначала на кафедре марксизма,
потом в ГУЛАГе. «Субъект не принадлежит миру, но он есть граница мира».
Ну что ж, если этого субъекта зовут Витгенштейн, то я с этим
утверждением полностью согласен. После него мир стал другим. Его трактат
подорвал доверие к любому высказыванию и к любому понятию. Зато
возросло доверие к субъективному знанию, проще говоря, к человеку.
Философ признавался, что не может принять католический образ Бога, как
сверхличности мироздания, поскольку, уверовав в такую личность, он сразу
вступил бы с ней в соревнование и соперничество. Ну что ж, как
говорится, Бог в помощь!
Факты из жизни Витгенштейна
- Витгенштейн родился 26 апреля 1889 года в Вене в семье
сталелитейного магната. Он был младшим из восьми детей одной из наиболее
известных и богатых семей Австро-Венгерской империи.
- Существует версия, изложенная в книге австралийца Кимберли
Корниша «Еврей из Линца», согласно которой Витгенштейн учился в одной
школе и даже в одном классе с Адольфом Гитлером.
- Трое братьев Людвига покончили с собой. Четвёртому, Паулю,
который был пианистом, на фронте оторвало правую руку. Он решил
продолжать музыкальную карьеру, играя левой.
- В 1914 году Витгенштейн добровольцем ушёл на фронт, попал в
плен к французам. За время пребывания в лагере он написал свой
знаменитый «Логико-философский трактат».
- Витгенштейн однажды признался другу, что он, вероятно,
единственный на свете профессор философии, который никогда не читал
Аристотеля.
- Университетские лекции Витгенштейн читал на своей квартире.
Вместо мебели в ней было два шезлонга, которые , поочерёдно заменяли
лектору кафедру.