Очень хорошо помню этот марш голландских фанатов на Евро-2012 в
Харькове перед матчем с Португалией. Они шли по улице и веселились —
так, как, видимо, привыкли веселиться у себя дома. Обнимались,
дурачились, трясли телами под ритмы танцевальных композиций, распевали
песни, пили пиво бидонами и не упивались, высокие такие, холёные,
кричали в камеры, тёрлись друг о друга, надевали костюмы петухов и
презервативов, набрасывались на рядом стоящих людей, устраивали с ним
какую-то шутку и шла дальше. И всё это с улыбками и радостью, без злобы,
исключительно позитивно. Но от этой позитивности становилось как-то не
по себе. Помню, реакция местных русских людей была примерно такой, как у
девочки-репортёрши с ролика, — растерянность и смущение. Как будто
смотришь на непотребство и хамство, выраженное прилюдно, но в безобидной
форме и радостно. Смотришь и не знаешь, как на это реагировать. Вроде и
сердиться нельзя, но понимаешь, что и присоединиться к этому веселью
тоже не можешь. Буквально физически не способен. Почему же? Принято считать, что это из-за пресловутой русской
дремучести и закомплексованности. Позитив западных людей ставится нам в
пример. Свободные люди свободных стран, воспитанные столетиями при
демократии, они и отдыхают не как дикие русские мужички, но весело,
расслабленно, без комплексов. А мы, забитые тяжким трудом, затюканные
тоталитаризмом и кондовыми традициями, ходим хмуро, смотрим хмуро,
здороваемся не "хау-ду-ю-ду" — в общем, дикари. И некоторые русские, те,
кто в столицах и кому удалось глотнуть свободного западного воздуха,
только печально вздыхают по такому поводу: да, чо уж, уродились мы
такие, дикие, не то что в европах.
И дабы доказать, что уж они-то, в отличие от своих соотечественников,
не являются дикарями, но свободные развитые личности, тоже пытаются
вести себя расслабленно и без комплексов, подражая европейцам как
мартышки. Остальной же русский народ, сталкиваясь с весельем свободных
людей, замыкается, неловко отмахивается, стоит в стороночке, не зная,
куда себя деть. Но не присоединяется к нему. Позже, наверное, укоряет
себя за странное своё поведение, досадует не внешнюю свою неловкость. В то время как досадовать должен не он. Смущаться и испытывать
неловкость надо не нам, а им, если они ещё способны. Русские очень даже
умеют веселиться и любят это делать от души, в том числе и в массовых
гуляниях. Их забавы иной раз могут показаться грубыми, но нередко
удивительны своей эстетичностью — те же хороводы и хоровое пение. Проблема в другом. Веселье свободных людей — это веселье
человекоподобных роботов. В этом позитиве нет ни грамма открытости и
радушия. В нём какая-то бесчеловечность. Равнодушие и разврат.
Не оденет нормальный, пусть и пьяный от радости человек, костюм
презерватива или инвалида. Не будет вести себя как маньяк и извращенец.
Русский человек в кураже и по пьяни бывает непотребным и даже
омерзительным. Но он никогда не бывает хладнокровно веселящимся и
развратным. Сталкиваясь с таким поведением, нас охватывает ощущение, будто перед
нами инопланетяне. Но мы отказываемся в это верить, потому что у
инопланетян человеческое обличие, в котором, по идее, должна быть
человеческая (а значит богоподобная) душа. Думаю, примерно так же
отказывались верить наш предки, когда видели, как спокойно и
хладнокровно Гансы пронзают штыками детей. Не может этого делать человек
— так жестоко и так хладнокровно-равнодушно. Что это за феномен? Откуда он? Как его оценить, раз чувствуется его существование? Как метко заметил мой собеседник, западный человек "сделал интеллект
(точнее, низший рассудок) главным и задавил им все другие части своего
духовного существа — в первую очередь центр божественно-человеческого в
человеке — сердце. Он лишил питания другие центры, более важные, которым
в правильном развитии интеллект подчинен. И потому "интеллектуал" на
Западе — вы заметили? — это синоним "лучшечеловека". Существа, в котором
убиты и животный инстинкт, и душа, и осталось только безумие рассудка. А
теперь наркотиками и масскультурой выжигается уже и рассудок. Остается
остов, оболочка, пробковая сущность, которая магнетизируется только на
очень грубые импульсы. Такая вот "инопланетная" андроидность".
Можно
видеть в этом выводе предвзятость представителя иной культуры,
антизападническую направленность и поверхностность: мол, на примере
поведения каких-то голландских фанатов сделал вывод о всей Западной
цивилизации. Но этот вывод, думаю, напрашивается у многих людей после
многочисленных столкновений с проявлениями Запада, с его жителями. Этот
вывод смутный, зачастую невыраженный, сидит где-то в глубине после
каждой встречи; мы его боимся и не всегда способны сформулировать, но он
не даёт нам покоя. Иногда вылазит в досадном восклицании: ну что ж мы как не люди! Иногда ровно в противоположном: что русскому
хорошо, то немцу смерть! Но редко пытаемся это понять, вычислить, чётко
определить для себя.
А потому нас легко обмануть, ввести в заблуждения — улыбками, маскарадом, духом свободы и веселия.
Вот
и сейчас, я уверен, найдётся много тех, кто скажет, что
девочка-репортёр должна была не отмахиваться и нервничать, а подыграть
весёлым голландцам и поддержать шоу. Вести репортаж, так сказать, из
гущи событий. Думаю, что и она сама потом за это корила — мол,
несовременной и непродвинутой себя выставила. И напарник-оператор на неё
досадовал, хоть и скрывал досаду фразой "ты бы ещё короче юбку надела".
Вот все мы такие — рефлексирующие и ищущие недостатки в себе. Даже
когда рядом с нами куражатся нерефлексирующие развратники. ***
ИСТОЧНИК |