
Давеча, в "Поединке"
у Соловьева прозвучал вопрос Никите нашему Михалкову, а чем, мол,
современный молодой человек может в России (теперешней, разумеется)
гордиться, но только не надо про 9 мая и историю? Михалков завис, словно
Windows 95. Помычал что-то, но так ничего вразумительного и не сказал.
Ибо очень сложно говорить о солнечной системе, абстрагировавшись от
солнца. Мой товарищ был возмущен, и даже собирался писать на эту тему
(может еще и напишет), но волею судеб эти размышления привожу я. Так
вот, далее я попытаюсь как ответить этому, как бы помягче, не хорошему
человеку Гозману и его "друзьям", так и объяснить замешательство Никиты
Сергеевича Бесогона.
Итак, мне 26 лет, я молод и СССР не помню, но я горжусь Россией. Той
страной, в которой живу, со всеми ее мигрантами, кондопогами, саграми и
законами о запрете на курение. Я гордо говорю за границей, что я
гражданин Российской Федерации. НО! Я не слепой, не глухой и все
прекрасно понимаю — у страны нет ИДЕИ, а без этого, все, что имеет смысл
и ценность, конечно, тускнеет. Но, когда я слышу гимн, когда вижу герб и
флаг, когда наступает 9 мая — я улыбаюсь. Так вот, а теперь обо всем по
порядку.
***
Образ национально-государственной идентичности, нации как
"воображаемого политического сообщества" (Б.Андерсон, кто не в курсе) с
точки зрения конструктивизма предполагает включенность в него специально
созданных знаков, разделяемых обществом в целом. Государственная
идеология и национальная идея формулируются как определенный набор
символов. "Если вы отнимете у меня трехцветный флаг, то отнимете у меня
половину мощи Франции", — заявлял в свое время знаменитый французский
поэт и политический деятель А. де Ламартин. Работы К.Леви-Стросса,
выдвигают на первый план общую символическую среду, порожденную
этническим сознанием народа.
Эти символы и значения касаются как внутриполитических аспектов жизни
общества (устоявшихся восприятий идеального типа госуда
...
Читать дальше »