Оказывается, о внутреннем устройстве планеты, на которой мы живем и от которой полностью зависим, ученым известно меньше, чем о космосе. Но зато они прекрасно знают, где и как добывать полезные ископаемые, благодаря которым во многом существует наша цивилизация. О том, чем занимается современная геология и каковы перспективные направления ее развития, рассказал заместитель директора Государственного геологического музея РАН им. В.И. Вернадского по музейной и научной работе кандидат геолого-минералогических наук Сергей Владимирович Черкасов.
- Сергей Владимирович, многие сравнивают океан с космосом. Внутреннее устройство Земли тоже, наверное, можно сравнить с космосом?
- Вы даже не представляете, насколько интересный вопрос задали. Дело в том, что космос мы знаем, наверное, немного лучше и более надежно, чем то, что происходит у нас под ногами. Конечно, все зависит от масштабов. В космосе мы мыслим космическими расстояниями, нас интересуют, например, диаметры планет, их орбиты, расположение звезд, других небесных тел, астероиды. Но если вы возьмете в руки простой камень, то увидите, что, как правило, он неоднородный. И представьте себе, что вся Земля настолько же неоднородна. А посмотреть, что там происходит внутри, у нас возможности нет. Скважины, которые мы умеем бурить до глубины максимум 12 км, – это просто булавочный укол на поверхности шара диаметром почти 13 тыс. км. Поэтому геология, геофизика, геохимия – это такие отрасли науки, которые никогда не закончат своего существования. Всегда будет что-то, чего мы еще не знаем. Именно поэтому многие выбрали эту профессию. Профессии геолога, геофизика очень интересны: в них есть бесконечные возможности для познания нового.
- Есть ли у ученых ясная картина внутреннего устройства нашей планеты и насколько важно знать об этом людям, которые целиком и полностью зависят от этого устройства?... Читать дальше »