В
конце этого года на воду спустят эсминец USS Zumwalt (DDG 1000),
который будет разительно отличаться от любого другого корабля ВМФ США и
остальных стран. Различие будет обусловлено баснословным ценником в $
3.5 млрд., а также присутствием под палубой корабля самого настоящего
распределенного дата-центра.
Ключевыми чертами нового боевого судна будут скрытность, прочность и
огневая мощь, а также мощный вычислительный узел, созданный с
использованием практически стандартного серверного оборудования,
работающего под управлением различных версий ОС Linux. На серверах будет
запущено уникальное программное обеспечение, созданное по заказу
американский военных. Всего было написано более 6 миллионов строк
программного кода.
На минувшей неделе прошел день открытых дверей в
научно-исследовательском объекте Seapower Capability Center на берегу
Атлантического океана, где инженеры собирают и проводят предварительное
тестирование систем, которые вскоре разместятся в самом сердце эсминца
USS Zumwalt. Исследовательский центр в городе Портсмут (штат Род-Айленд)
принадлежит компании Raytheon. Инженеры компании продемонстрировали
представителям СМИ, на что именно были потрачены деньги
налогоплательщиков.
Представители Raytheon отметили, что вскоре после спуска на воду
этого корабля работа над его братом-близнецом под названием USS Michael
Monsoor подойдет к заключительному этапу. Инженеры провели для
журналистов экскурсию по макету командного центра USS Zumwalt, который
разместится в центральной части DDG-1000. Командир корабля и члены
команды будут контролировать оттуда все датчики, ракетные пусковые
установки, системы вооружения и другие приборы.
USS Zumwalt проходит процедуру покраски на верфи General Dynamics
Bath Iron Works в городе Бат, штат Мэн. Корабль является довольно
экзотическим во многих отношениях, но все его системы управляются вполне
обычной вычислительной техникой. (Фото: General Dynamics Bath Iron
Works)
Детальное ознакомление с макетом командного центра USS Zumwalt
позволяет предположить, что реальный аналог будет иметь больше общего с
капитанским мостом вымышленного звездолета USS Enterprise из научно
фантастической вселенной Звездного пути, чем со стандартным мостиком
военного корабля текущего поколения. Каждая консоль на Zumwalt будет
оснащена сенсорным экраном, а на подключенных к консолям серверах будет
работать уникальное программное обеспечение, способное заменить собой
любого дежурного оператора. При этом на больших экранах в центральной
части командного центра будет демонстрироваться тактическая карта моря,
воздуха и земли.
Ввиду всего вышеперечисленного тот факт, что команду USS Zumwalt
будет возглавлять капитан Джеймс Кирк (полный тезка героя того самого
Звездного пути), уже не кажется столь удивительным и нелепым.
Серверы на борту корабля
Дата-центр в контейнере Electronic Modular Enclosure создавался компанией Raytheon из Портсмута
В прошлом использование стандартных готовых вычислительных кластеров
на борту корабля было затруднено. К примеру, на военных судах текущего
поколения все не-тактические системы должны быть выключены перед
выстрелом из орудий – всему виной ударная волна и вибрации, которые
могут быть причиной сбоя системы. Поэтому все индивидуальные серверные
системы устанавливались в специальные корпуса повышенной прочности. Но
это увеличивает стоимость IT-оборудования, повышает его вес и усложняет
техобслуживание.
Конструкторы Zumwalt решили эту проблему, разместив стандартные
блейд-серверы производства IBM под управлением Red Hat Linux внутри
нескольких уникальных сверхпрочных серверных комнат, именуемых
Electronic Modular Enclosure (EME). На корабле таких шестнадцать. Они
представляют собой автономные мини-дата-центры, построенные инженерами
Raytheon.
16 мини-ЦОД EME размером 35 футов в длину, 8 футов в высоту и 12
футов в ширину (10.6 х 2.4 х 3.6 метра) вмещают в себя в общей сложности
более 230 серверных стоек, наполненных IT-оборудованием. EME были
настроены и предварительно протестированы перед отправкой на верфь в
Бат, штат Мэн, для установки на борт USS Zumwalt. Подход на EME не
только значительно снижает общую стоимость корабельного IT-оборудования,
но и позволяет инженерам Raytheon проводить предварительную интеграцию
систем еще до их установки на корабль.
Цифровая иллюстрация того, как будет выглядеть командный центр USS Zumwalt. (Фото: Raytheon)
«Проведение работы по интеграции IT-систем на судоверфи повышает
общую стоимость проекта», сказал заместитель руководителя программы
DDG-1000 компании Raytheon Том Мур, «При этом мы были бы очень
ограничены в плане времени доступ к кораблю».
Каждый мини-ЦОД EME снабжен высокоэффективными системами
демпфирования вибраций, защиты каналов электропитания и системой
водяного охлаждения (было бы странно, если бы на высокотехнологичном
корабле применялась не СЖО). Там также имеется механизм
электромагнитного экранирования для защиты серверного и сетевого
оборудования от помех, возникающих при работе радаров судна и других
крупных источников электромагнитного излучения.
Отдельные вычислительные узлы внутри EME соединены между собой сетью
Total Ship Computing Environment (TSCE – своего рода корабельный
интернет эсминца Zumwalt). В основе TSCE лежит смесь оптоволоконных и
медных кабелей. Эта сеть соединяет все внутренние и внешние системы
корабля – вооружение, датчики и т.д. – с помощью различных
интернет-протоколов, включая TCP и UDP. Почти все внутренние системы
связи корабля основаны на протоколе Voice Over IP (за исключением
нескольких телефонных каналов в духе старой школы для использования в
экстренных ситуациях).
Схема систем управления USS Zumwalt и их соединений с Total Ship Computing Environment.
На борту USS Zumwalt также будет развернута беспроводная сеть, но
представители Raytheon, проводившие экскурсию для СМИ, не имели право
обсуждать ее с гражданскими. Очевидно, что эта сеть должна позволить
членам экипажа быстро получать доступ к релевантным данным во время
технического обслуживания оборудования и выполнения других задач.
Системы военного назначения, которые изначально несовместимы с
IP-сетями, подключаются к Total Ship Computing Environment при помощи
специальных адаптеров на основе одноплатных компьютеров и Lynx OS
(Unix-подобная операционная система реального времени, предназначенная
для встраиваемых систем, совместимая со стандартами POSIX и операционной
системой Linux). Эти системы называются Распределенными адаптационными
процессорами (Distributed Adaptation Processors или DAP). Они подключают
к "корабельному интернету” инженерные системы судна, системы
пожаротушения, ракетные пусковые установки, установки радио- и
спутниковой связи, чтобы они могли находиться под контролем сетевых
клиентов.
Похоже, что вы хотите запустить ракету
Макет командного центра USS Zumwalt на исследовательском объекте
Raytheon в Портсмуте. Выкрашенный в серый цвет мостик в точности
сопоставим по размерам с настоящим аналогом.
Некоторые из этих сетевых клиентов были представлены на макете
капитанского мостика USS Zumwalt. Но на самом деле кораблем, его
системами вооружения и двигателями можно управлять из любого места –
даже из космоса. На судне нет «радиорубки». Все коммуникации
контролируются из командного центра. Корабельные орудия полностью
автоматизированы и управляются оператором со специального терминала, а
не наводчиком на палубе. И все эти задачи выполняются с помощью консолей
одно и того же типа.
Внутри каждой из 57 систем вертикального запуска ракет,
разработанных инженерами все той же компании Raytheon, могут размещаться
противокорабельные ракеты, а также ракеты поверхность-воздух и
поверхность-поверхность. Они подключены к командному центру посредством
внутрикорабельной сети.
Каждый из этих терминалов представляет собой полноценную рабочую
станцию на базе четырехъядерных процессоров Intel. Эти рабочие станции
имеют по три экрана, а вся электроника спрятана в бронированном корпусе.
Она называются Общими системами отображения (Common Display System или
CDS). Рабочие станции CDS встроены даже в кресла капитана и старпома.
На каждой системе CDS может быть запущено сразу несколько виртуальных
машин с ОС Linux (за стабильность функционирования ВМ отвечают
гипервизоры LynxSecure LynuxWorx). Это позволяет рабочим станциям
подключаться к различным сетям, которые разделены по уровню безопасности
и целевому назначению.
Нос USS Zumwalt на судоверфи. Рядом с ним находится брат-близнец
эсминца USS Michael Monsoor (DDG-1001). Работа над ним завершена более
чем на 60 процентов.
Каждый оператор может работать на любом терминале CDS. Непосвященным в
специфику эксплуатации военных кораблей эта опция может показаться
вполне себе заурядной, но моряки считают иначе, ведь на судах
предыдущего поколения рабочие станции, как правило, специально
проектировались и создавались для обслуживания конкретной системы
вооружения, датчика или элемента вспомогательной инфраструктуры. Это
означало, что все системы имели различные конфигурации и интерфейс.
Поэтому операторы не могли справиться с несколькими задачами без
необходимости смены места.
В рабочих станциях CDS имеются стандартные порты USB для периферийных
устройств (например, для трекболов и специализированных клавиатур). Они
также оснащены сенсорным экраном для упрощения ввода данных, что
позволяет операторам выбирать между «классическим» и сенсорным
интерфейсом. Но вся эта унификация вовсе не означает, что новым
операторам не потребуется помощь при освоении их систем. В команде
Raytheon были моряки, проводившие юзабилити-тесты для эффективности
интерфейсов и уникального ПО. Военные были удовлетворены эргономичностью
и эффективностью систем. Источник
|