Главная » 2013 » Октябрь » 31 » Святейший Патриарх Кирилл: ВРНС — это самый эффективный, самый значительный инструмент гражданского общества в России
22:36
Святейший Патриарх Кирилл: ВРНС — это самый эффективный, самый значительный инструмент гражданского общества в России
24 августа 2013 года в здании выставочного комплекса
«Новосибирск-Экспоцентр» состоялась встреча Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла с участниками учредительного собрания
Новосибирского регионального отделения Всемирного Русского Народного
Собора.
Решение о создании в Новосибирске регионального отделения ВРНС было
принято на заседании, состоявшемся 22 августа в здании правительства
Новосибирской области.
Во время встречи в президиуме присутствовали митрополит Новосибирский
и Бердский Тихон, губернатор Новосибирской области В. А. Юрченко,
полномочный представитель Президента РФв Сибирском
федеральном округе В. А. Толоконский, председатель Синодального отдела
по взаимоотношениям Церкви и общества, заместитель главы ВРНС протоиерей
Всеволод Чаплин.
Участниками встречи стали представители региональных отделений
и инициативных групп по созданию региональных отделений ВРНС
из Владимирской, Вологодской, Тверской, Тульской, Курской, Кемеровской,
Свердловской, Томской областей, Алтайского, Ставропольского
и Хабаровского краев. Также присутствовали представители органов власти,
ученые, педагоги, предприниматели, руководители и сотрудники
региональных общественных организаций.
Предстоятель Русской Православной Церкви, являющийся главой Всемирного
Русского Народного Собора, выступил перед собравшимися, отметив важность
того, что в Новосибирске, одном из крупнейших городов России, открылось
отделение Всемирного Русского Народного Собора.
Затем Святейший Патриарх поделился своими размышлениями об исторической
роли соборов в истории страны и задачах региональных отделений ВРНС:
«Хотел бы сказать о том, какую я сейчас вижу пользу от деятельности Всемирного Русского Народного Собора.
Нас многое сегодня разделяет. Во-первых, наше общество раздроблено.
Мы по многим темам расходимся, существуют различные партии, политический
плюрализм. Он, как бы об этом ни говорили, раздробляет общество.
И мы знаем, что эта множественность, этот плюрализм небезобидны,
особенно в предвыборное время, когда общество напрягается, когда борьба
кандидатов проецируется на все общество. Столкновения бывают иногда даже
на кухне между родными и близкими людьми. Всякое разделение ослабляет
общество и государство. Есть такая модель, она сегодня считается
оптимальной, и я не хочу эту модель никак характеризовать, я просто
констатирую тот факт, что политический плюрализм всегда оборачивается
внутренним напряжением в обществе.
Есть другая тема, которая тоже разделяет наш народ. Это социальное
неравенство, разное имущественное положение. Мы знаем, что наряду
с очень богатыми людьми, у которых не хватает сдержанности, способности
ограничивать себя, не хватает бытовой культуры, чтобы свое богатство
не выпячивать перед глазами других людей, есть неимущие. Наличие этих
имущественных диспропорций — это тоже фактор, разделяющий наше общество.
И третий момент, тоже очень существенный. Мы многонациональная страна.
90% населения принадлежит к русскому этносу, где-то меньше, где-то
больше. Но и меньшинства очень активны. И люди всех национальностей
должны в такой стране как Россия чувствовать себя комфортно. Должны быть
выстроены очень продуманные балансы в межэтнических отношениях.
Нарушение этих балансов влечет за собой рост напряжения, который, как
мы знаем, не только в России, и в других местах оборачивается многими
конфликтами.
Есть еще естественное разделение — разделение на поколения, отцы
и дети. Кто-то иронизирует по этому поводу, а кто-то очень серьезно
воспринимает эту проблему, особенно родители, когда видят, что у них
теряется общий язык и отсутствует общая ценностная платформа в разговоре
с детьми. Это реальная проблема, которая также несет в себе потенциал
разделения.
А теперь давайте скажем: а что уравновешивает эти многочисленные
потенциалы разделения в нашей стране? Назовите, пожалуйста — может быть,
кто-то лучше меня разбирается в этом вопросе. Я не вижу такой системы.
Традиционно такой системой была Церковь. Но, выйдя из многих лет
страданий и гонений, Церковь сегодня только обретает некий потенциал.
И то это встречает, как вы знаете, неадекватную, истерическую реакцию
со стороны носителей нерелигиозного мировоззрения. Я спрашиваю себя:
а почему же у нас не было никакой истерики, когда мы жили
в атеистическом государстве? Не было истерики со стороны православных
людей по поводу того, что большинство людей, по крайней мере, заявляли,
что они не принадлежат к Церкви, и Церковь находилась в угнетенном
состоянии. Церковь же никого не угнетает, а истерика не прекращается.
Тем не менее у Церкви еще нет потенциала, чтобы можно было говорить
о том, что она способна уравновесить все эти конфликты, хотя сегодня уже
делается очень многое. Но у Церкви есть возможность собирать людей,
в том числе людей разных взглядов и разных убеждений, во имя высших
целей. Но эти цели должны быть ясно сформулированы. Сегодня народ
грамотный. Каждая партия у нас формулирует цели, но одни с ними
соглашаются, а другие выступают против. Нужно так формулировать цели
и задачи общенародной жизни, стратегического развития нашего общества,
чтобы это объединяло людей поверх политических, социальных, этнических,
возрастных и прочих границ.
И вот в далеком 1993 году (вы помните, что происходило в нашей стране —
мы были близки к гражданской войне, разрушены были все внутренние связи
в обществе, было колоссальное недоверие у людей к власти, власть себя
тоже чувствовала как на оккупированной территории, происходило
разрушение экономики, Вооруженных Сил, культуры, образования),
в то самое тяжелейшее время возникла идея собора. Почему собора?
А потому что в истории нашего государства соборы всегда играли решающую
роль.
Однажды руководитель одного из западноевропейских государств, ныне
действующий руководитель, не буду называть имя, вы все хорошо его
знаете, в беседе со мной сказал: «У вас нет опыта демократии в России,
в этом вся проблема». Когда я ему рассказал об истории Земских соборов,
то этот руководитель не мог ничего понять. Он говорит: «Но ведь это
наверняка была элита, были бояре, аристократия». Нет, это была не только
аристократия. Крестьяне принимали участие в решении судьбоносных
вопросов. Никто, ни одна страна в Европе не имела таких механизмов —
если хотите использовать термин «демократия», пожалуйста,
демократических механизмов — как имела Россия в средние века, конечно,
с поправкой на культуру, на менталитет людей, на обычаи и прочее.
Но в самые судьбоносные и сложные моменты собирался Собор, задача
которого заключалась в том, чтобы принять решения поверх разделений.
И удавалось это сделать.
История Земских соборов замечательная. Хотя не все там было просто.
И тот Собор, который 400 лет тому назад избрал Михаила Феодоровича
Романова на царство после Смуты, был непростым. И там схлестнулись
разные интересы. Если кто не знает, я скажу, что одним из кандидатов
на царство был тот самый польский королевич Владислав, войска которого
были выкинуты из Кремля Мининым и Пожарским. А сторонники этой модели
остались в России, и их никто не изгнал, их пригласили на Собор. И они
продвигали свою идею: заимствовать монарха из-за рубежа. Но выиграла
другая идея.
Когда в 1993 году вздыбилось наше Отечество, народ и общество погрузились в некий хаос, — возникла
идея собора. Не буду говорить вам о трудной истории, которую
мы прожили, потому что сразу же на собор стали навешивать самые что
ни на есть неприглядные ярлыки. Но потом постепенно перестали это
делать; только, может быть, в каких-то самых оголтелых изданиях до сих
пор вы можете встретить необъективную оценку деятельности собора.
Сегодня все больше и больше признания того, что собор является
уникальной платформой для общенациональной дискуссии.
А для чего нужны отделения собора? Потому что на местах тоже возникают
проблемы и конфликты, существуют разные программы — экономические,
политические, культурные. Но где можно их обсудить без каких-то
специальных обязательств по отношению к тем группам, которые вступают
в непримиримую борьбу друг с другом? Ведь должно быть такое спокойное
пространство, где люди не кричат, где люди говорят спокойно, где
побеждают аргументы и где, самое главное, по молитве Божия благодать
присутствует. Потому что собор — это не просто собрание, а это такое
собрание, которое всегда сопровождает свою деятельность молитвой,
призыванием помощи Божией.
Поэтому считаю, что на сегодня Всемирный русский народный собор — это
самый эффективный, самый значительный инструмент гражданского общества
в России. И дай Бог, чтобы в регионах создавались отделения, чтобы эти
отделения помогали, в том числе и власти, развивать диалог с народом,
с обществом.
Для властей очень важен собор, потому что это место доброжелательного
диалога с властью. Это ведь не оппозиционное собрание. Где еще можно
услышать идеи, мысли и, может быть, поделиться собственными мыслями
и идеями с представителями элиты, в том числе интеллектуальной
и культурной элит? Собор предлагает такие возможности.
Еще раз хочу сказать, что считаю очень важным создание отделения
Всемирного русского народного собора в Новосибирске. Я хотел бы пожелать
всем вам успеха в решении тех задач, которые перед вами будут стоять.
А самое главное, я хотел бы пожелать, взявшись за плуг, как говорит
Священное Писание, не поворачиваться вспять (см. Лк. 9,62). Если
вы связываете себя с собором, нужно всегда идти вперед.
Нет ни одной организации, которая бы в своей деятельности
не переживала бы спады. У нас так очень часто бывает: с энтузиазмом
беремся, потом наступает спад. Эффективность собора и заключается до сих
пор в том, что несмотря ни на какую политическую конъюнктуру, собор
работает. Если вот этот метод последовательной и спокойной работы будет
вами реализовываться здесь, в Новосибирске, то это будет очень
существенный, важный вклад в общесоборное дело, которое сегодня
совершается в нашем Отечестве.
Я хотел бы всем вам пожелать помощи Божией и успеха в трудах. Благодарю вас».
По материалам пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси